.RU

4. Методические рекомендации для преподавателя - Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии...


^ 4. Методические рекомендации для преподавателя
В начале лекции необходимо изложить цель, задачи рассматриваемой темы, очертить круг проблемных вопросов.

Для рассмотрения большего объема материала в рамках отведенных часов и качественного усвоения материала рекомендуется читать лекции в режиме слайд-шоу и использовать тематические CD и DVD –диски.

В процессе преподавания дисциплины «Информационные технологии» можно применять различные способы обучения: решение практических задач, дискуссии, семинары, работа в малых группах и др. Выбор методов и способов обучения зависит от рассматриваемой темы дисциплины и технической возможности.

Лабораторные занятия желательно проводить с максимальным включением студентов в работу. При необходимости давать пояснения по обсуждаемым вопросам и обязательно подводить итоги лабораторного занятия.

Контроль усвоения дисциплины – промежуточный и в форме зачета или экзамена целесообразно проводить с помощью тестирования.


^ 5. Тематика и методические указания к выполнению лабораторных работ 5.1 Общие указания
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе путем выполнения индивидуальных заданий по курсу, выданных преподавателем, с использованием современного универсального компьютерного программного продукта Microsoft Studio 2005 на языке программирования C#.

По результатам каждой работы студентом составляется отчет и производится защита лабораторной работы с демонстрацией результатов на компьютере.
^ 5.2 Тематический план лабораторных работ

№ п/п
^ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Кол-во часов

1

Разработка системы MRP-II

17*

2

Разработка OLAP-приложения

17*

3

Создание программного продукта «Домашняя бухгалтерия»

17*

4

Написание и реализация алгоритма Time-менеджмента

17*

5

Разработка ПО, управляющего проектами

17*

6

Реализация CRM системы

17*

7

Программная реализация модулей бизнес-планирования

17*

8

Написание Модуля «Кадры»

17*

9

Написание Модуля «Склад»

17*

* для выполнения лабораторной работы выбирается одна из предложенных тем. К выбранной теме прикрепляется не более 2-4 человек (в зависимости от сложности задачи).


^ 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Основные свойства информации. Определение информационных технологий.

  2. Классификация компьютеров. Характеристика их видов.

  3. Уровни программного обеспечения (ПО). Основные виды прикладного ПО.

  4. Кодирование информации в компьютере. Компьютерное представление текстовой информации.

  5. Понятие операционной системы (ОС). Основные функции ОС.

  6. Классификация ОС, характеристика их типов.

  7. Определение реляционной БД и РСУБД. Принципы хранения данных в РБД.

  8. Определения метаданных, первичного и внешнего ключей РБД. Нормализация данных. Нормальные формы.

  9. Характеристика основных объектов РБД и типов данных, хранимых в полях РБД.

  10. Сущность технологии "клиент-сервер". Ее преимущества и недостатки в сравнении с технологией "файл-сервер". Примеры реализации технологии "клиент-сервер".

  11. Архитектура настольной и серверной СУБД. Их сравнительная характеристика.

  12. Понятие и назначение языка SQL.

  13. Основные меры обеспечения безопасности хранения информации в БД. Применение СУБД в экономике.

  14. Подходы к хранению электронных документов. Понятие документальной информационно-поисковой системы (ДИПС). Информационно-поисковый язык, тезаурус.

  15. Определение полнотекстовой БД. Сущность индексирования текстов документов. Поисковый образ документа. Способы организации индекса в ДИПС.

  16. Концепция электронного офиса. Состав типичного офисного пакета приложений. Характеристика офисных программ.

  17. Концепция и основные понятия электронных таблиц. Применение электронных таблиц в экономике и управлении.

  18. Сущность технологии groupware. Функциональные возможности программного продукта Lotus Notes. Использование Lotus Notes для организации групповой работы с документами.

  19. Понятие о проектах и основных методов управления ими. Основные проблемы теории управления проектами. Программные средства управления проектами.

  20. Понятие и структура системы делопроизводства на предприятии. Цели и задачи службы документационного обеспечения управления. Проблемы традиционного (бумажного) делопроизводства.

  21. Понятие электронного документа. Современные подходы к автоматизации делопроизводства. Понятие программной системы автоматизации делопроизводства (САД).

  22. Классификация САД. Обзор систем автоматизации делопроизводства, представленных на российском рынке.

  23. Сущность технологии workflow. Основные функции систем класса workflow. Использование таких систем для организации документооборота.

  24. Основные понятия искусственного интеллекта. Знания и модели их представления.

  25. Понятие экспертной системы. Основные определения. Структура и характеристики экспертной системы.

  26. Инструментальные средства построения экспертных систем. Инженерия знаний. Примеры использования экспертных систем в управленческой деятельности.

  27. Сетевое использование вычислительной техники. Программные и аппаратные компоненты компьютерной сети.

  28. Уровни модели OSI.

  29. Классификация компьютерных сетей. Одноранговые компьютерные сети. Сети на основе сервера. Технология клиент-сервер в компьютерных сетях.

  30. Топология сети. Структура, принцип обмена данными, основные характеристики сетевых топологий “шина”, “звезда”, “кольцо”. Сравнение базовых топологий.

  31. Среды передачи данных в компьютерных сетях (витая пара, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель). Беспроводные сети.

  32. Определение Интернет. История создания и развития Интернет. Организационная структура Интернет.

  33. Стек протоколов TCP/IP. Адресация в Интернет. Понятие и структура IP-адреса.

  34. Система доменных имен DNS.

  35. Сервисы Интернет. Электронная почта.

  36. Основа WWW: гипертекст, протокол передачи гипертекста (HTTP), язык HTML, универсальный адрес ресурса (URL).

  37. Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги. Структура и механизм работы поискового сервера.

  38. Основные положения информационной безопасности.

  39. Понятие компьютерного вируса. Классификация вирусов. Технологии антивирусной защиты. Безопасность электронной почты и Интернет.

  40. Криптография. Понятие электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Техническое, организационное и правовое обеспечение ЭЦП.

  41. Роль информации в электронном бизнесе. Понятие, история развития и структура рынка информационных продуктов и услуг.

  42. Понятие электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции.

  43. Системы электронных платежей, цифровые деньги.

  44. Понятие автоматизированной системы управления предприятием (АСУП). Концепции MRP, MRP II, ERP, APS.

  45. Подходы к построению АСУП. Понятие жизненного цикла системы. Классификация и выбор АСУП.

  46. Управление процессом внедрения и эксплуатации. Примеры АСУП (SAP R/3, Oracle Applications, BAAN, Парус, Галактика).

  47. Предпосылки создания муниципальной информационной системы (МИС). Структура МИС. Аппаратное и программное обеспечение МИС.

  48. Применение МИС в деятельности городских служб. Финансовые вопросы функционирования МИС.

  49. Проблемы информационного обеспечения государственного управления. Информационное обеспечение Совета Федерации и Государственной Думы. Электронная система проведения голосования.

  50. Государственная информационно-телекоммуникационная система (ИТКС). Виды услуг ИТКС. Система информационной безопасности ИТКС.


^ 7. Тематика и методические указания по выполнению контрольных работ 7.1 Общие требования к работе

Контрольная работа пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко студенты изучили материал, как поняли его. Объем контрольной работы составляет обычно 10 – 30 страниц машинописного текста.

Контрольная работа – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где вы раскрываете суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Контрольная работа не должна носить компилятивный характер. В ней не должно быть механически переписанных из книги, сложных для понимания конструкций.

В контрольной работе обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер.

^ Этапы выполнения контрольной работы

Выбор темы. Тематика контрольной работы обычно определяется преподавателем, но, возможен и учет мнения студента: над какой проблемой он хотел бы поработать и более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке контрольной работы используется не менее 8 – 10 различных источников).

Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана контрольной работы.

Написание контрольной работы.

^ Примерная структура контрольной работы

Титульный лист.

Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов контрольной работы с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи контрольной работы, дается характеристика используемой литературы.

Основная часть. Каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме контрольной работы, предлагаются рекомендации.

Список используемых источников и литературы.

^ Критерии оценки контрольной работы:

соответствие содержания теме;

глубину проработки материала;

правильность и полноту использования источников;

соответствие оформления контрольной работы стандартам.


^ 7.2 Тематика контрольных работ


  1. Применение геоинформационных технологий в создании муниципальных информационных систем.

  2. Использование экспертных систем в финансово-экономической деятельности.

  3. Системы поддержки принятия решений в управлении предприятием.

  4. Автоматизированные системы управления предприятием (SAP R/3, BAAN) - проблемы и выгоды внедрения.

  5. Технология groupware в системах управления документами.

  6. Организация документооборота предприятия на основе систем типа workflow.

  7. Автоматизация офисной деятельности на основе программных продуктов офисного назначения.

  8. Система управления документами как средство принятия более обоснованных управленческих решений.

  9. Корпоративные системы управления документами – достоинства и недостатки.

  10. Полнотекстовые базы данных и технологии поиска документов.

  11. Корпоративные СУБД. Основные характеристики, особенности использования.

  12. Защита информации в базе данных автоматизированной системы управления предприятием.

  13. Техника безопасной работы в интернет (защита компьютера от взлома, вирусов при работе с сервисами Интернет).

  14. Технологии Интернет в системах электронной коммерции.

  15. Использование Интернет в маркетинге.

  16. Организация бизнеса в интернет.

  17. Компьютерная сеть учреждения (intranet) как средство повышения эффективности его деятельности.

  18. Экспертные системы в управленческой деятельности.

  19. Организация архива электронных документов.

  20. Поиск информации в интернет. Web-индексы, Web-каталоги.

  21. Электронные магазины в России и США.

  22. Правовые ИС. Основные возможности правовых ИС.

  23. Структура муниципальной информационной системы.

  24. Электронная почта как средство обеспечения деловых коммуникаций.

  25. Основные средства оргтехники.

  26. Гипертекстовая технология.

  27. Использование информационного пространства WWW в управлении городом.

  28. Электронно-цифровая подпись как инструмент для придания юридической силы электронным документам.

  29. Информационное обеспечение законодательных органов РФ.

  30. Государственная информационно-телекоммуникационная система – основа формирования единого информационного пространства.

  31. Определение эффективности инвестиций в информационные технологии при автоматизации управления предприятием.

  32. Городской информационный центр как основной элемент информационной инфраструктуры города.

  33. Системы электронных платежей, цифровые деньги.

  34. Сравнительная характеристика подходов к управлению электронным документами.

  35. Реализация электронного документооборота в городской администрации.


^ 8. Основная и дополнительная учебная литература
8.1 Основная литература



  1. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семенов, А. И. Трубилин. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с. - Гриф МСХ "Допущено"

  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике : Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 399 с.

  1. Информационные технологии (для экономиста): Учеб. пособие /Под ред. А.К.Волкова.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 310 с.

  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-360 с.

  3. Компьютерные технологии обработки информации/ С.В.Назаров, В.И.Першиков, В.А.Тафинцев и др.; Под ред. С.В.Назарова.- М.: Финансы и статистика, 1995.

  4. Основы современных компьютерных технологий / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. - СПб.: КОРОНА принт, 1998.- 448 с.

  5. Шипилов С.А. Компьютерный практикум по методам вычислений и научной графике с применением MathCad и Excel: Учебное пособие.- Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2005.- 188 с.



^ 8.2 Дополнительная литература

    1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)».– М., 2000

    2. Информационные системы в экономике / Под ред. проф. В.В.Дика.- М.: Финансы и статистика, 1996.

    3. Малыхин В.И. Математика в экономике: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 352 с.

    4. Савицкий Н.И. Технологии организации, хранения и обработки данных: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 232 с.

    5. Салманов О.Н. Математическая экономика с применением MathCad .и Excel.- СПб: ВХВ- Петербург, 2003.- 464 с.

    6. Экономическая информатика / Под ред. П.В.Конюховского и Д.Н. Колесова.– СПб: Питер, 2000.







4-prognoz-ozhidaemogo-izmeneniya-harakteristik-okruzhayushej-sredi-v-period-stroitelstva.html
4-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-u-uchashihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
4-programma-podgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-pedagogov-i-specialistov-uchrezhdenij-obrazovaniya-osushestvlyayushih-deyatelnost-po-profilaktike-zloupotrebleniya-psihoaktivnimi-veshestvami-v-obrazovatelnoj-srede.html
4-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov.html
4-programmnoe-obespechenie-personalnogo-kompyutera-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-bijsk-izdatelstvo-altajskogo.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-27-778-ot-23-iyulya-2012-g-stranica-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-zhilih-zdanij-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-energosberezhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ilya-ioakimovich-kucha-1576-1579-gg-kartashev-a-v.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotka-biznes-plana-proizvodstva-sinhronnih-gisterezisnih-dvigatelej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrozhdeniyu-rossii-meshaet-nehvatka-kvalificirovannih-kadrov-grizlov-b-v-monitoring-smi-19-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-triggernih-ustrojstv-trebovaniya-i-parametri-harakterizuyushie-triggernie-ustrojstva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/data-rozhdeniya-23-yanvarya-1956-g-mesto-rozhdeniya-g-budapesht-vengerskoj-narodnoj-respubliki-semya-voennogo-obrazovanie-visshee-v-1982-godu-zakonchil-s-otlichi.html
  • exam.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-i-valyutnie-operacii-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viii-joga-i-religiya-tibetskaya-joga-i-tajnie-doktrini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-usherba-v-sluchae-otsutstviya-sanitarno-ozdorovitelnih-planirovanie-sanitarno-ozdorovitelnih-meropriyatij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-mou-sosh-p-opitnij-civilskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ocenka-effektivnosti-primeneniya-biologicheski-aktivnoj-dobavki-k-pishe-biofolin-issledovaniya-tipa-post-market.html
  • bukva.bystrickaya.ru/souchastie-v-prestuplenii-po-ugolovnomu-pravu-rossijskoj-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezident-zakonoproekt-obotsrochke-otarmii-dlyaotcov-detej-invalidov-vnesen-vgosdumu-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-na-temu-informacionnie-tehnologii-v-marketinge.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zolotoj-klyuchik.html
  • predmet.bystrickaya.ru/serdce1932-programma-akciya-rossiya-dlya-budushego-programma-urusvati-urusvati.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnometodicheskoe-posobie-po-istorii-kinoiskusstva-chast-ii-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenivanie-proektov-formiruyushee-ocenivanie.html
  • student.bystrickaya.ru/18-zanyatie-associativnij-passazh-i-fragmentirovannaya-forma-kniga-professora-h-lyojnera-predstavlyaet-soboj-fundamentalnij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-i-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna-sindrom-dauna.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-dlya-uchashihsya-5-klassa-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-proizvodstva-i-hraneniya-plodov-yabloni-na-osnove-innovacionnih-podhodov-v-sadovodstve.html
  • student.bystrickaya.ru/341-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-forma-102-razdela-10-dolzhna-soderzhat-kurgangazkom.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-na-zemlyu-pervaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-religioznie-gruppi-i-destruktivnie-religioznie-organizacii-vostochnoj-orientacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-centralnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-20-sentyabrya-2011-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/evolyucya-zrok-chast-4.html
  • bystrickaya.ru/zoopark-dikovin-nashej-planeti-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-sezde-associacii-molodih-specialistov-molodoj-pedagog-puti-professionalnogo-rosta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-plan-dlya-10i-klassa-obrazovatelnij-plan-mou-vostochno-evropejskij-licej-volzhskogo-rajona-municipalnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemnij-vzglyad-na-kulturu-osnova-analiza-civilizacionnoj-specifiki-rossii-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktichn-aspekti-stvorennya-programnogo-zabezpechennya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.