.RU

4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию



^ 4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает реализацию принципа преемственности начального образования с дошкольным образовательным звеном и на этапе перехода к основной школе. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

^ Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

^ Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребёнка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:

• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.


УМК для прешкольной подготовки в МОУ Вознесеновская СОШ:

  1. Развитие логического мышления. Рабочая тетрадь для дошкольников в 2-х частях. Савенков А.И. Издательский дом «Фёдоров».

  2. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для дошкольников в 2-х частях. Савенков А.И. Издательский дом «Фёдоров».

  3. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для дошкольников в 2-х частях. Савенков А.И. Издательский дом «Фёдоров».

  4. Маленький исследователь. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Савенков А.И. Издательский дом «Фёдоров».

  5. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Издательский дом «Фёдоров».



^ V. Программы отдельных учебных предметов, курсов


Рабочие программы

по учебным предметам


Пояснительная записка

Продолжительность интегрированного курса «Обучение грамоте» - 23 учебные недели (9 часов в неделю) - зависит от индивидуальных особенностей обучающихся и от местных условий. В обучении грамоте различают три периода: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и послебукварный.

В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. По этой причине представленная

ниже программа, реализованная в учебно-методическом комплекте, не ограничивается

формированием общеучебных умений чтения и письма, она ориентирована и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, на

организацию постепенного перехода от игровой деятельности к учебной посредством формирования следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД. Возникновению интереса ребенка к первому учебнику, к учебному материалу способствуют: включение в программу и в учебную книгу литературного содержания, знакомого с дошкольного детства, юмористических текстов и ситуаций; включение игровых (коррекционных) заданий, нацеленных на формирование психофизиологических функций, необходимых для чтения и письма; оптимальное использование наглядных образов; преобладающее использование коллизий, в целом разнообразие заданий и оформления страниц Азбуки.

Для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, включения в новый коллектив необходимы знания об основах моральных норм и приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей. Этому поможет осознание роли средств устного общения: интонации, жеста, мимики, движения в ходе инсценирования разнообразных речевых ситуаций, имеющих воспитательный характер, способствующих освоению выразительной речи, пониманию поступков

литературных героев и др.; обсуждение поступков персонажей текстов; включение

учеников во фронтальную, парную, групповую работу.

Кроме того, содержание программы и Азбуки дают возможность для начала планомерной работы по осознанию ребенком себя как гражданина России, по осознанию

своей этнической принадлежности, по восприятию им русского языка как средства

межнационального общения. Эта линия поддерживается иллюстративным материалом, чтением произведений малых жанров устного народного творчества и анализом

других литературных текстов.

Одним из важнейших для первого класса предметным УУД является умение принимать и сохранять учебную задачу. Достижению этой цели служат: предъявление заданий в виде рисунка, что удерживает внимание первоклассника и помогает понять цель деятельности; пропуски слов в предложении, букв в словах; выполнение задания с каким-либо ограничением (раскрась только…, прочитай только…, назови только…) и др.

Работа в группе и парами поможет школьнику в сотрудничестве научиться понимать

и удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем.

В соответствии с представленной программой задания в учебной книге предусматривают обращение ученика к форзацу, к клавиатуре, возвращение к прежде выполненным заданиям, что обучает первоклассника ориентироваться в заданиях и на страницах учебника. Работая с Азбукой, ученики осваивают разные знаки: определяющие организационные формы (инсценирование, работа в паре, работа в группе); знаки, распространенные в городе; расшифровывают знаки, сопровождающие дыхательные упражнения; работают со схемами слов, предложений и самостоятельно

составляют их; слова для чтения даны в виде столбиков, таблиц, кроссвордов.

С первых страниц Азбуки ученики осваивают активные формы познавательной деятельности: группируют материал, определяют «лишнее», находят несколько решений, устанавливают закономерности и др.

Работа с понятиями русского языка построена таким образом, чтобы ученики сравнивали: звуки с целью обнаружения их существенных признаков, схемы слов (без

обозначения гласных-согласных, согласных твердых и мягких и с их обозначением);

слова, различающиеся одним звуком (буквой), различающиеся мягким знаком; слова

по их смыслу и доступным грамматическим формам; предложения (по цели, интонации,

при изменении в них форм слов, замене служебных слов, изменении порядка слов).

Ученики учатся подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный; гласный - ударный, безударный; слог - слово; слово - предложение).

Причинно-следственные связи первоклассники устанавливают во всех заданиях,

помеченных рубриками «Чепуха», «Так, да не так», в заданиях «Вставь нужное слово»,

«Продолжи предложения», при смысловом анализе текстов, а также при работе с фонетическим материалом: между разным звучанием мягкого-твердого согласного в зависимости от последующего гласного, разного звучания букв гласного звука в зависимости от ударности-безударности и пр.

Формирование коммуникативных УУДв период обучения грамоте совпадает с предметными задачами по развитию речи.

В этот период особое внимание уделяется осознанию детьми средств устной речи

(слушание, говорение), установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на

уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие, т.е. развить важнейшие коммуникативные умения. Разыгрывание разных речевых ситуаций, примеривание к себе разных ролей дает ученику очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с ровесниками, пожилыми людьми и инвалидами, поведения в общественных местах.

В этот же период начинается систематическая работа по осмысленному восприятию

чужого высказывания (текста) на слух и зрительно (чтение) и созданию (устно)

своего связного высказывания: инсценирование по рисунку или прочитанному тексту; придумывание к тексту названия; нахождение в тексте ответов на вопросы; переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации; восстановление

в тексте пропущенных слов; ответ на вопрос, требующий осмысленного восприятия

текста; придумывание (устно) текста по опорным словам; придумывание (устно) текста

на основе опорного рисунка или текста.

Эти и другие задания подводят детей к осознанию признаков текста (его целостности, связности, законченности) и умению его анализировать.

Программа по обучению грамоте ориентирована на не читающих и читающих детей.

Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте.

Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом

звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание

каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные, затем изучаются все парные согласные по

глухости-звонкости, и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения и

фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные

буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу,

нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых

безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие

мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и пр.,

то есть вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность

чтения. Для их формирования необходимы и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации, которые создают условия для осознания детьми зависимости слова от смысла высказывания в целом. В программу включено ознакомление с малыми жанрами русского фольклора: считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, закличками, песенками, поддевками, загадками, с авторскими художественными произведениями и научно- популярными текстами. Дети на практическом уровне наблюдают многозначность слов, антонимы, синонимы, омонимы (без введения понятий).

Основной метод обучения письму - анализ, сравнение схожих и противоположных

случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания

наклонный, безотрывный и отрывный. В период обучения грамоте ученики знакомятся

с клавиатурой и клавиатурным письмом. Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста,

смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые

лежат в основе процедур чтения и письма.

^ Система языка. В программе и Азбуке представлена возможность для самых широких грамматических наблюдений, как для тех, которые предусмотрены сложившейся

традицией, так и для тех, которые на данном этапе имеют периферийное значение,

но станут актуальными при изучении систематического курса русского языка. Например, предусмотрено практическое ознакомление с понятиями: предложение, предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; со средствами смысловой

и интонационной законченности (формами слов, служебными словами; порядком слов;

интонацией).

При сравнении значений слов дифференцируются понятия: слова, обозначающие предметы, их признаки и действия, женский, мужской, средний род, одушевленность, неодушевленность, формы единственного и множественного числа. Все это осуществляется на живом речевом материале.

Программа и содержание Азбуки предполагают введение в словарь первоклассника слова «информация», ознакомление с основными источниками и способами хранения, а также первичными навыками работы с информацией: осуществление поиска информации в учебнике и сопровождающих его пособиях с помощью учителя или одноклассников; умение работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, текст, схема, таблица, ребус, кроссворд), понимать информацию, анализировать и дополнять ее в соответствии с заданием и этапом обучения; умение создавать свою собственную информацию в виде ответа на вопрос.


^ Содержание программы периода обучения грамоте


Развитие речи

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.

^ Устная речь (слушание, говорение)

Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного

решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр

голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения:

приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности

общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и

взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила

поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения,

с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.

Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

^ Письменная речь (чтение, письмо)

Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные,

научные, научно-популярные.

Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель),

персонажи (действующие лица), герои. Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок

(рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных

твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков

(ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места

при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего

согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные

(ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки.

Ознакомление с клавиатурным письмом.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак

переноса.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение

Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших

прозаических и стихотворных текстов.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение

правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами,

составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение»

пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа

со схемами, планами и пр.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных

прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным

письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов,

предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Ознакомление с клавиатурным письмом.

Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма

под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание

рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов,

составление схем слов и предложений под диктовку и пр.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,

знака переноса.

^ Слово и предложение

Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных

названий). Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.

Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности

предложений при сравнении со словом.

Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление

с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение

смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.

Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление

предложений с опорой на схему, их многовариантность.

Орфография

Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении

под ударением);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках

животных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания (.?!) в конце предложения.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


^ 1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной

литературой:

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука:

Учебник по обучению грамоте. Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! : Тетради по чтению к Азбуке. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Мельникова О.А. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для 1 класса/Под ред. Н.В. Нечаевой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

^ 2. Специфическое оборудование:

- комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.);

- алфавит;

- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии

с программой);

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- интерактивная доска;

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- настольные развивающие игры;

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский

язык» реализует две основные цели:

- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические

задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства

языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,

грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать,

участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том

числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют

свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и

внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского

алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме

буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду

с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется

словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется

грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы

Л.В. Занкова включают:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущую роль теоретических знаний в обучении;

- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную

активность учащихся;

- осознание школьниками процесса обучения;

- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах,средствах и значении различных видов речевой деятельности.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и

конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учи-

теля и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ

различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие ком-

муникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности

и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять,

ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и

контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.

Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах

русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться

в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие

коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие

способностей к творческой деятельности.


41-39-ceni-ukazani-na-31-05-2011.html
41-analiz-bezopasnosti-i-bezvrednosti-proekta-diplomnaya-rabota-vipolnena-na-temu-sovershenstvovanie-sistemi.html
41-bareri-obsheniya-konflikt-kratkij-kurs-uchebnoe-posobie-v-pomosh-studentam-sostavitel-e-v-yafarova.html
41-cel-i-zadachi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
41-dogovori-posrednichestva-v-ved-dogovor-porucheniya-dogovor-komissii-agentskij-dogovor.html
41-emocii-tvorchestvo-rabotosposobnost-i-ih-vzaimosvyaz-1-predmet-estestvoznaniya-osnovnie-etapi-razvitiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/okonchanie-prilozheniya-5-3-ya-stranica-oblozhki-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • essay.bystrickaya.ru/bratsk-pribori-ucheta-stanut-obyazatelnimi-sibinform-kommersant-online-8-konferenciya-po-energosberezheniyu.html
  • college.bystrickaya.ru/255-riski-svyazannie-s-deyatelnostyu-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenam-spec-080507-2008-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-s-pokupatelyami-i-zakazchikami-s-postavshikami-i-podryadchikami-prochimi-debitorami-i-kreditorami.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-zakonov-i-inih-normativnih-pravovih-aktov-opredelyayushih-polnomochiya-zadachi-i-funkcii-komiteta.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-46-g-chelyabinska-publichnij-doklad-o-sostoyanii-raboti-i-perspektivah-razvitiya-shkoli.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnoe-avtonomnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-vasilyok-publichnij-doklad-madou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-vasilyok.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mokslininkai-apie-mokslininkus-naukowcy-o-naukowcach.html
  • thescience.bystrickaya.ru/httpwww-miroslavie-ruoptimalistuglov-htm-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-str-1-vvedenie-2-razvitie-rechi-kak-osobaya-oblast-russkogo-yazika-3-10-rechevie-oshibki-i-ih-preduprezhdenie-11-13-rabota-nad-sochineniyami-po-russkomu-yaziku-14-16.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-en-r-01-ekonomika-prirodopolzovaniya-specialnost-080102-65-mirovaya-ekonomika.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniyapo-russkomu-yaziku-soderzhanie-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-2010-licenziya-seriya-k-000736-registracionnij-nomer-07-09p-ot.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shpargalki-po-mezhdunarodnomu-publichnomu-pravu-chast-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korotko-o-zakonah-energo-informacionnogo-obmena-kak-igrat-v-so-tvorchestvo-s-tvorcom-kniga-1.html
  • write.bystrickaya.ru/gigiena-negzder-zhne-taam-nmdern-aupszdg-pnnen-test-sratari.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regulyatori-business-financial-markets-avtor-ne-ukazan-07062008-103-str-12.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arheologiya-eto-chast-istoricheskoj-nauki-kotoraya-izuchaet-proshloe-chelovechestva-po-veshestvennim-pamyatnikam.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-algebre-v-7-m-klasse-na-temu-svojstva-stepeni-s-naturalnim-pokazatelem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/putin-podtverdil-soglasie-vozglavit-pravitelstvo-rf-grizlov-b-v-monitoring-smi-16-aprelya-2008-g.html
  • school.bystrickaya.ru/kristofer-marlo-maltijskij-evrej-perevod-v-rozhdestvenskogo-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/chemistry-and-physics-of-advanced-materials-programmi-master-programs-izhevsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-sovmestnogo-soveshaniya-komissii-ekspertov-mpog-i-rabochej-gruppi-po-perevozkam-opasnih-gruzov-o-rabote-sessii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-obektov-ekonomiki-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
  • diploma.bystrickaya.ru/utilizaciya-trupov-zhivotnih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-analizu-polkovodcheskogo-iskusstva-marshala-sovetskogo-soyuza-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/61-zadachi-i-organizaciya-upravleniya-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-celevie-indikatori-i-pokazateli-pasport-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi-kultura-moskvi-2012-2016.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obed-s-hlebom-rasskazi-kotorie-tak-lyubil-pereskazivat-mne-otec-s-vechnim-refrenom.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-sssr-po-narodnomu-obrazovaniyu-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-etika-ugolovno-processualnoj-deyatelnosti-yurista-dlya-napravleniya-030500.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturnie-elementi-poyasnitelnoj-zapiski-diplomnogo-proekta-metodicheskoe-posobie-po-itogovoj-gosudarstvennoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/studenti-kievskogo-nacionalnogo-torgovo-ekonomicheskogo-universiteta-stali-pobeditelyami-v-vseukrainskogo-studencheskogo-konkursa-pr-proektov-zolotoj-kompas.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.