.RU

4. Принцип систематичности - Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека


^ 4. Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положе­ний, касающихся регулярности занятий и системы чередования на­грузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимо­связи между различными сторонами их содержания.

^ Непрерывность процесса физического воспитания и оптималь­ное чередование нагрузок с отдыхом. Регуляр­ные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна ха­рактеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и от­дыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражне­ниями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в слу­чае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического со­вершенствования создаются лишь в том случае, если процесс фи­зического воспитания непрерывен. Такая непре­рывность обеспечивается определенной системой чередования на­грузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопусти­мы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего за­нятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумуля­тивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного ха­рактера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, за­нятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах про­текают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пре­делах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чере­дование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность про­цесса. Рацио­нальный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной под­готовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По ме­ре повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотня­ется.

^ Повторяемость и вариативность. В процессе физического вос­питания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не толь­ко отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для то­го, чтобы обеспечить долговременные приспособительные пере­стройки морфо-функционального порядка, на базе которых проис­ходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и соз­дать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость—толь­ко одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противополож­ная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражне­ний и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообра­зие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.

^ Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последователь­ности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступно­сти. Намечая путь следования в процессе физического вос­питания, надо исходить, прежде всего, из возможностей занимающих­ся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обусловливает последователь­ность.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к труд­ному». Вместе с тем эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последователь­ности и потому нуждаются в конкретизации и существенных допол­нениях.

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к за­кономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического обра­зования к специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет элементарную основу всевозможных видов деятель­ности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования.

Последовательность материала на каждом данном этапе физи­ческого воспитания зависит от многих конкретных условий, но бо­лее всего — от объективно существующих связей между намеченны­ми видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называе­мого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, ко­торый может быть как положительным, так и отрицательным.

Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влия­ние «отрицательного переноса». Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект «отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется, в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые раз­нообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. По мере упрочения двигательных навыков и развития физи­ческих качеств появляется возможность успешно преодолевать от­рицательные взаимодействия и добиваться общего прогресса.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормо­зящего действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих уп­ражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражне­ний, которые с самого начала сопровождаются «положительным переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное значение для выбора оптимальной последователь­ности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного заня­тия имеет учет ближайшего последействия различных по характе­ру нагрузок. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполне­нии скоростных упражнений.

Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспи­тания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их дина­мики и т. д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не про­сто. Со временем, несомненно, будет достигнуто подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом.

47-trebovaniya-k-bortovoj-chasti-navigacionnoj-avtomatizirovannoj-sistemi-dispetcherskogo-upravleniya-passazhirskimi-perevozkami.html
47-usloviya-truda-regionalnij-doklad.html
47-vospriyatie-oshushenie-i-stradaniya-u-duhov-allan-kardek-kniga-duhov.html
47-zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo-v-celom-po-rajonu-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
472-dinamika-strukturi-i-istochnikov-obrazovaniya-kapitala-godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-nak-aki-otir.html
473-kratkaya-harakteristika-resursov-interneta-koncepciya-vs-s-upravleniem-potokom-dannih-70-10-zakon-amdala.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohrana-lesov-ot-pozharov-na-territorii-kaluzhskoj-oblasti-2011-2015-godi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-10-klassa-po-predmetu-geografiya-35-chasov-v-god-1-chas-v-nedelyu-sostavitel.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-diplomnikov-i-studentov-starshih-kursov-moskva-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-v-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-izhorskoj-vozvishennosti-putevoditel-dlya-turistov-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-komstar-obedinennie-telesistemi-kod-emitenta-stranica-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-po-privlecheniyu-investicij-v-proizvodstvo-komplektuyushih-dlya-avtomobilnoj-promishlennosti-uvazhaemie-kollegi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ocenka-trudovoj-deyatelnosti-personala.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-avgusta-perehod-v-bhodzhbasu-gomukh-gimalajskimi-tropami.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vstavte-artikl-gde-neobhodimo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-5-strukturi-dannih-matematicheskie-modeli-dannih-bazovie-tipi-dannih-ssilochnie-tipi-dannih-drevovidnie-strukturi-dannih-uporyadochennie-binarnie-derevya-avl-derevya-hesh-tablici.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ani-kodzhaivanova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-sarpinskom-projdet-obrazovatelnij-forum-volga-2010-fursenko-prinyal-reshenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-18-programma-professionalnoj-perepodgotovki-po-specialnosti-031800-logopediya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-primeneniyu-sredstva-dlya-dezinfekcii-mistral-ooo-dezinfekciya-dlya-vas.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-uchebnoj-discipline-akusherstvo-tema-obezbolivanie-rodov.html
  • books.bystrickaya.ru/edinorossi-gotovyat-predlozheniya-po-kandidaturam-glav-regionov-pervij-kanal-novosti-10-11-2008-pankratova-yuliya-15-00-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapiya-glazami-psihoterapevta-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-videleniya-funkcionalnogo-napravleniya-tehnologii-funkcii-raboti-modeli.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-produktivnogo-mishleniya-na-urokah-matematiki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-finansovo-ekonomicheskie-pokazateli-deyatelnosti-otchet-soveta-direktorov-o-rezultatah-razvitiya-obshestva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-ponyatie-i-znachenie-informacionnoj-sistemi-predpriyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-genezisa-relefa-i-chetvertichnih-otlozhenij-territorii-geomorfologicheskaya-istoriya-razvitiya-territorii-centralno-lesnogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-dlya-detej-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnij-centr-po-cenoobrazovaniyu-v-stroitelstve-prajs-list-na-normativno-metodicheskuyu-i-spravochnuyu-literaturu-po-voprosam-cenoobrazovaniya-v-stroitelstve.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-o-poryadke-priema-i-sdachi-del-i-dolzhnosti-licami-oficerskogo-sostava-vooruzhennih-sil-ukraini.html
  • shpora.bystrickaya.ru/x-vi-ii-rossijskij-nacionalnij-kongress.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xiii-issledovatelskij-centr-garmoniziruyushego-iskusstva-icgi-x-biografiya-chudes-chast-6-75-xi-biografiya-chudes-chast-7-81.html
  • essay.bystrickaya.ru/burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3-stranica-16.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-upravlenie-po-razvitiyu-selskogo-hozyajstva-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-belinskogo-rajona-penzenskoj-oblasti.html
  • write.bystrickaya.ru/glavnie-oshibki-marksizma-i-puti-ih-preodoleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obespechenie-proizvoditelnosti-prilozhenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-9-predprinimatelstvo-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-izucheniyu-inostrannogo-yazika-anglijskij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-04-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-opd-f-03-materialovedenie-tkm-napravlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.