.RU

4.3. Противодействие теневой экономике - Доклад подготовлен коллективом сотрудников ран в составе


4.3. Противодействие теневой экономике

Теневые экономические отношения возникли ещё в советской плановой экономической системе. Однако, в силу особенностей радикальной либерализации экономики, имевшей место модели приватизации собственности, при постоянном запаздывании формирования и развития соответствующих институтов, масштабы теневой экономики, её глубина и укорененность приняли беспрецедентный характер в нашей стране.

Резкий переход к рыночным отношениям, усугубившийся ошибками проводимых реформ, породил институциональный вакуум, который способствовал выталкиванию предприятий государственного сектора и бизнеса «в тень», формированию агрессивного, враждебного предпринимательского климата, породили «экономику недоверия».

Сложился острый конфликт между темпами введения рынка и скоростью создания соответствующих экономических и правовых институтов, которые обуславливают объективную необходимость и возможность хозяйствования в правовых рамках, стимулируют соответствующие мотивации бизнеса, способствуют выявлению и пресечению теневых и противоправных форм экономической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на негативное влияние теневой экономики на развитие экономических отношений, она представляла собой определенный ресурс, за счет которого формировался рынок, а разрастание ее масштабов было закономерной реакцией со стороны общества, позволившей ему выжить. Таким образом, первоначально теневая экономика имела противоречивое значение для формирующихся рыночных отношений в России, выступая и как своеобразный якорь для экономики, пребывающей в системном кризисе, и как системная угроза экономической безопасности, препятствующая и искажающая суть и характер рыночных реформ.

Однако в контексте новых реалий развития российских экономических отношений, продолжающегося уже девятый год экономического роста, а также на фоне современных процессов глобализации и уверенного вхождения России в эти процессы как полноправного субъекта международных отношений, теневые экономические процессы перестали выполнять свои «компенсаторские» функции. Теневая экономика стала во все большей степени представлять собой одно из основных препятствий на пути к инновационной экономике.

Кроме того, учитывая все более определяющуюся ориентированность нашего государства на установление лидирующих позиций в мировом сообществе, теневая экономика на современном этапе однозначно должна рассматриваться как одна из самых серьезных угроз, подрывающих основы здорового экономического роста, устойчивого государственного бюджета, способствующая разрастанию коррупции и экономической преступности.

Теневая экономика, проникая во все сферы экономической деятельности, приобретает черты системной, многосторонней угрозы социально-экономическому развитию России. Масштабы теневой экономики с точки зрения международных стандартов далеко вышли за пределы пороговых значений (10—12% для стандартной рыночной экономики), а криминальная нагрузка на экономику в виде показателей экономической преступности достигла степени критической криминализации. По различным данным доля теневой экономики в ВВП составляет от 26 до 47%. Все это суммируется в форме экономического ущерба, выражающегося в консервации отсталости структуры экономики, низкой конкурентоспособности бизнеса, потерь государственного бюджета от налоговых правонарушений и прямой налоговой преступности, соответствующей репутации российского бизнеса и вытекающие отсюда последствиях с точки зрения предпринимательского и инвестиционного климата.

Исходя из вышесказанного, необходимо акцентировать внимание на следующих важнейших тенденциях российской теневой экономики.

Во-первых, одной из главных особенностей современной теневой экономики на сегодняшний день является ее криминализация, засорение экономики совершенно новыми по содержанию и характеру видами преступности (экономическая преступность, организованная преступность, транснациональная преступность; преступность экономической направленности в составе организованной, нелегальная миграции, международный терроризм), резкое повышение доли экономической преступности, возрастание влияния организованной преступности в общей структуре преступности. Практика демонстрирует динамизм и адаптивность схем и механизмов совершения экономических правонарушений, их диверсификацию по различным сферам экономической деятельности. Они и по элементам схемообразования и по составу институтов и участников выходят за рамки национальных границ и превращаются по сути в транснациональные цепочки теневой и преступной деятельности.

В настоящее время теневая и криминальная экономика являются составным элементом всей хозяйственной системы России и характеризуются такими чертами, как распространение скрытой занятости, уход от налогов, бегство капитала за рубеж, ведение «черной» бухгалтерии, челночная и бартерная торговля, коррупция и т.д. Наиболее криминогенными отраслями и сферами финансово-хозяйственной деятельности являются следующие: кредитно-финансовая, внешнеэкономическая деятельность, топливно-энергетическая, торгово-посредническая деятельность, строительство, торговля автомобилями, риэлтерская деятельность, оптово-розничная торговля, сфера реализации алкогольной продукции.

Во-вторых, среди факторов, которые благоприятствуют проникновению организованной преступности во все отрасли экономики, главным остается коррупция в государственных органах. Исследователи отмечают, «что коррупция ведет к расширению теневой экономики, увеличению ее объемов, вовлечению в нее все новых и новых трудовых ресурсов, капитала и интеллекта»56.

Наиболее яркой тенденцией современной преступности стало стремление криминальных структур закрепиться в экономике, политике, в системе государственной власти и управления. Этому в значительной мере способствует отсутствие со стороны государства и всего общества эффективного контроля за происхождением и движением капиталов, финансовых и материальных ресурсов.

Коррупция является основным способом сокрытия фактов теневой экономической деятельности, обеспечения функционирования, в том числе и криминальной экономики. Между теневой экономикой и коррупцией наблюдается сложная взаимозависимость. С помощью широкомасштабного и всепроникающего подкупа теневые дельцы оказывают воздействие на государственных служащих с целью сокрытия доходов, полученных от незаконной деятельности. С другой стороны, часть доходов, полученных от теневой экономической деятельности, направляются на подкуп чиновников.

Коррупция возникает и разбухает на базе сформированной и развивающейся теневой экономики; в современных условиях, как коррумпированная и криминализованная власть, она становится творческой причиной теневой экономики.

Следует подчеркнуть, что экономические последствия коррупции гораздо шире и глубже, чем просто величина взяток — цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам — чиновникам или политикам. Более того, реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенные до конца расследований.

В-третьих, в настоящее время наблюдается тенденция по включению российской экономической и организованной преступности в состав международной теневой экономики.

Глобализация теневых экономических отношений и транснационализация преступности ведет к тому, что российская теневая экономика и мир преступности все больше втягиваются в глобальную теневую экономику и международное криминальное сообщество. В этом смысле Россия становится полем действия международных криминальных сил, их взаимодействия с российским криминальным сообществом. Россия превращается также в транзит основных криминальных потоков, связанных с наркотрафиком, контрабандой, торговлей оружием, незаконной миграцией, тесно связанной с ней торговлей «живым товаром».

Расширение масштабов организованной преступности, на наш взгляд, обусловлено большой способностью к адаптации, а также тем фактом, что преступные организации, в отличие от государственных образований, не обязаны соблюдать предписания права. С этим тесно связано умелое использование различий в законах отдельных стран, дополнительные возможности появляются также вследствие использования этнических миграционных связей, которые в значительной степени затрудняют изучение преступных связей органами уголовного преследования и правосудия. Все это позволяет реализовать незаконные мероприятия, которые позволяют получить прибыли, намного превышающие ту прибыль, которую может дать законная финансовая или экономическая система.

В-четвертых, наиболее важной и тревожной тенденцией становится формирование криминального кругооборота капиталов, расширение количественных масштабов теневой экономики за счет ее способности к воспроизводству, проникновение криминальных структур в легальный бизнес, что в первую очередь связано с развитием и использованием многообразных форм и способов отмывания доходов, полученных преступным путем.

Денежные средства, полученные в различных сегментах теневой экономики, частично вкладываются в развитие нелегального бизнеса, частично легализуются для последующего использования в сфере легального производства и потребления. Также легализованные капиталы могут вторично, через различные неправительственные организации и фонды, вкладываться в криминальные виды бизнеса и международный терроризм.

Развитие и совершенствование форм и способов «отмывания» денежных средств, а также широкое их распространение является одной из главных причин увеличения масштабов теневой экономики, ее проникновения во многие сферы экономической деятельности. Легализация преступных доходов обеспечивает воспроизводство криминальных капиталов, представляя собой «кровеносную» систему теневой экономики.

В-пятых, в результате обособления криминальной части теневой экономики, развития института легализации преступных доходов, сращивания организованной преступности, экономической преступности и терроризма, появился новый феномен — «экономика террора».

Многие террористические организации все активнее используют ресурсы теневой экономики, переходя на принципы экономического воспроизводства, самофинансирования и саморазвития.

Террористические организации легализуют доходы от криминальной деятельности и реинвестируют «отмытые» суммы в легальный бизнес и коррупцию, проникая в сферу легального бизнеса. Традиционная организованная преступность, сращиваясь с террористическими организациями, внедряется в партнерства с легальными предпринимателями, с сохранением скрытых ценностных и идеолого-политических ориентаций при ведении такого предпринимательства.

Анализ сущности и тенденций развития теневой экономики на современном этапе позволяет перейти к построению возможных сценариев ее дальнейшего развития. Специфика теневых экономических отношений такова, что при определении того, будут ли они развиваться в рамках «инерционного» или «оптимистического» сценариев, важен вопрос, выйдет ли теневая экономика из зоны критических значений для экономической безопасности страны (доля теневой экономики в ВВП, степень засоренности криминалом основных отраслей экономики).

В рамках «инерционного» сценария будут сохраняться все негативные тенденции развития теневого сектора, которые были обозначены выше. Теневая экономика будет оставаться на уровне критических пороговых значений (с небольшими колебаниями по отношению к ВВП) и будет способствовать сохранению большой части экономики за рамками правового поля (криминальной части теневой экономики). Также возможны колебания процентного отношения экономической преступности по отраслям и сферам деятельности.

В то же время объективные процессы развития экономических отношений в нашей стране приведут к увеличению числа легальных предприятий, как крупных форм корпоративного сектора, так и среднего и малого бизнеса. Наметится постепенное «оздоровление» предпринимательской среды, за счет увеличения количества организаций, желающих и работающих в рамках правового поля. Этот фактор будет в определенной степени сглаживать инерционные тенденции.

«Оптимистический» сценарий заключается в том, что будет происходить постепенное снижение теневой экономики до показателей, не представляющих угрозу экономической безопасности, а российская экономика войдет в правое русло.

Однако реализация этого сценария будет в меньшей степени определяться закономерными процессами развития экономических отношений, и во многом будет зависеть от проводимой в стране политики в области обеспечения экономической безопасности.

В этой связи отметим, что в России, в основном, сложились институты, направленные на противодействие теневой экономике и экономической преступности. Вместе с тем, динамизм, гибкость и пластичность теневой экономики, механизмов её функционирования, — определяют необходимость существенного их (институтов) обновления. По большому счету речь идет о серьезной трансформации всей системы обеспечения экономической безопасности.

Общей целью противодействия теневой экономике, по нашему мнению, должно стать ее сдерживание на оптимальном уровне, т.е. в границах пороговых значений экономической безопасности и в рамках правового поля.

При этом система мер противодействия теневой экономике должна быть дифференцирована: общественно опасные деяния должны быть искоренены, а общественно неопасные — по возможности легализованы.

В целях создания целостной эффективной системы противодействия теневой экономике, адекватной уровню угроз, исходящих от нее, рассмотрим необходимые, на наш взгляд, стратегические направления институциональных преобразований в контексте борьбы с теневой экономикой.

Во-первых, возникает необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики экономической безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI веке. Сильные институты возможны только при создании системы права, адекватной сложившимся потребностям общества, общеобязательность которой гарантирована эффективной деятельностью государства по ее защите.

Важнейшим условием создания сильных институтов противодействия теневой экономике является стабильность и высокое качество законодательной базы. Ее частые изменения увеличивают расходы предпринимателей, уменьшают горизонты планирования и формируют негативное отношение к выполнению правовых предписаний. Также необходимо отметить, что важнейшим показателем силы формального института является их совпадение с жизненными нормами и ценностями экономическими агентов. В противном случае исполнение законов возможно только в принудительном порядке, что в большинстве случаев негативно отражается на состоянии экономики.

Во-вторых, развитие регулятивного воздействия государства на институциональную структуру общества, направленного на сокращение масштабов теневой экономики.

Уход в тень неразрывно связан для хозяйствующих субъектов со значительными операционными издержками легальной деятельности. Мерами по снижению таких издержек, которые могут быть предприняты государством, являются: создание стабильного и предсказуемого законодательства, снижение уровня макроэкономической нестабильности, уменьшение административных барьеров, создание эффективной системы налогообложения, совершенствование трудового законодательства, изменение неформальных институтов, «высветление» теневой экономики, увеличение легальной экономики. Особую актуальность представляют вопросы безопасности собственности и собственника, развития механизмов, обеспечивающих защиту и неприкосновенность частной собственности.

Регулятивный аспект деятельности государства по борьбе с легализацией преступных доходов, являющейся основной причиной роста теневого сектора экономики и воспроизводства криминальной экономики должен проявляться в создании заинтересованности граждан в легализации собственных доходов, формировании нормального предпринимательского климата, конкурентоспособности бизнеса в рамках правового поля. Принятие мер регулирования во многом будет способствовать противодействию движению средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначаются для террористических и криминальных целей, не ущемляя при этом свободу движения законного капитала.

В-третьих, необходим принципиально новый подход к деятельности правоохранительных органов.

Прежде всего, необходимо отметить, что в области противодействия современной теневой экономике роль их значительно повышается. В условиях значительного расширения криминальной составляющей «тени» именно правоохранительные органы призваны отслеживать и противодействовать фактам выхода экономики за рамки правового поля, обеспечивать качество экономики как правовой экономики.

Для того чтобы обеспечить действенный контроль за финансово-экономическими процессами в стране, прозрачность денежных и товарно-сырьевых потоков, необходимо формирование и развитие института финансово-экономических расследований как эффективной формы организации борьбы с существующими угрозами экономической безопасности и выявления потенциальных угроз, исходящих от теневой экономики.

Институт финансово-экономических расследований посредством комплексного производства финансового контроля, оперативно-служебной деятельности и финансового мониторинга позволит повысить эффективность обеспечения экономической безопасности.

В-четвертых, требует совершенствования взаимодействие и координация деятельности субъектов противодействия теневой экономике.

В этих целях необходимо создание единого аналитического пространства в системе обеспечения экономической безопасности на основе развития институтов мониторинга и стратегического анализа. С помощью такой системы информация, полученная из самых различных источников, группируется в соответствии с характерными признаками, включающими как сведения о правонарушениях, так и данные о реакции со стороны различных слоев общества на предпринимаемые действия государства.


4.4. Улучшение инвестиционного климата

Несмотря на высокие темпы прироста инвестиций в основной капитал (10,5% в среднем за год за период 1999—2006 гг.), их абсолютный уровень ныне составляет не более половины дореформенного, причем, согласно прогнозу Минэкономразвития России, к 2010 г. сохранится не менее чем 30%-ное отставание. Такая инвестиционная ситуация не позволяет решить задачи радикального обновления технологической базы экономического роста: по мнению большинства экспертов, для этого необходимо минимум удвоение темпов, о которых идет речь.

Отсутствие же искомых темпов роста инвестиций вызвано не только и не столько дефицитом инвестиционного потенциала (собственного и зарубежного), сколько недостаточно благоприятным для инвесторов «климатом» — совокупностью экономических, правовых, организационных, политических и социальных условий, воздействующих на динамику и структуру инвестиций. Об этом, в частности, свидетельствуют как объем экспорта (в разных формах) инвестиций из России, так и несопоставимо малый в сравнении с другими развивающимися экономиками объем инвестиционного импорта.

Решая задачу улучшения инвестиционного климата, следует избегать двух крайностей.

Одна, связана с представлением, что лучший инвестиционный климат создается при предоставлении свободы действия рыночным механизмам и роль государства сводится к защите этой свободы.

Рыночный механизм сам по себе стимулирует распределение инвестиционных ресурсов в соответствии с текущими конкурентными преимуществами, что для России будет означать закрепление роли сырьевого придатка глобальной экономики. Последующее неизбежное угнетение высокотехнологичных машиностроительных отраслей поставит возможности использования сырьевой базы в технологическую и экономическую зависимость от высокоразвитых стран-потребителей со всеми вытекающими из такой ситуации геополитическими последствиями.

Другая крайность связана с идеями мобилизационного сценария, при котором государство для осуществления инвестиционного маневра берет на себя роль распорядителя инвестиционных ресурсов.

Опыт СССР показал, что под воздействием отраслевых и территориальных лоббистов неизбежно начинается распыление инвестиций, осуществление экономически неоправданных проектов, что, в конечном счете, ведет к остановке экономического роста.

Позитивный инвестиционный климат — результат государственной политики, направленной на создание условий при которых действие рыночных механизмов (и, прежде всего, механизма конкуренции) экономически заинтересовывает субъектов предпринимательской деятельности в наращивании инвестиционной активности в направлениях, отвечающих приоритетам избранной социально-экономической стратегии.

Следует отметить, что повышение инвестиционного рейтинга России в последние годы, опирающееся на ее 8-летний экономический рост и устойчивую финансовую ситуацию, безусловно, способствовали некоторому улучшению инвестиционного климата. По итогам 2006 г. был зафиксирован рекордный с 1992 г. приток частных иностранных инвестиций в размере $41,6 млрд. Правда отток частного капитала из России в этом же году, хотя и сократился на 13% по сравнению с предыдущим годом, тем не менее, оказался выше притока, составив $64,1 млрд57.

Среди приоритетов формирования позитивного инвестиционного климата выделяются три критически важных проблемы.

Первая — низкая легитимность сложившихся отношений собственности на капитал, сохранение которой является фундаментальной причиной отсутствия позитивного инвестиционного климата. В этой связи принятие требований введения безусловных правовых гарантий, направленных на защиту собственности, в том числе приобретенной в результате приватизации, является обязательным условием формирования позитивного инвестиционного климата. Конечно, это не отменяет необходимости восстановления социальной справедливости, коль скоро она нарушалась в ходе той же приватизации. Однако всё это не должно вести к разрушению успешно функционирующих предпринимательских структур.

При этом следует понять, что эта задача в современной России не может быть решена при помощи единовременных актов типа разовой амнистии или принятия закона о сроке давности по приватизационным сделкам. Легитимность собственности на капитал не может быть обеспечена только юридическими нормами, а требует принятия ее общественным сознанием. Соответственно комплекс правовых мер должен, с одной стороны, подвести «черту» под итогами приватизации, закрывающую любые возможности пересмотра сложившейся структуры прав собственности на капитал. С другой — быть направлен на восстановление глазах общества социально-экономической справедливости, попранной в ходе «обвальной» приватизации 1990-х гг. Одно из решений здесь — введение специального налога на приватизированное имущество, постепенно компенсирующего убытки, понесенные обществом в ходе той же приватизации. Такой налог, во-первых, заменит «социальную дань», накладываемую исполнительной властью на предпринимательство согласно «отдельным договоренностям», которые, может быть, и позволяют решить отдельные конкретные инвестиционные задачи, но в целом ведут к ухудшению общего инвестиционного климата. Во-вторых, — может существенно увеличить объем инвестиционного потенциала.

Вторая — искусственное занижение инвестиционного потенциала экономики, вызванное, во-первых, неэффективным механизмом амортизации основного капитала, во-вторых, фискальной направленностью механизма налогообложения.

При этом оба названных механизма являются действенными рычагами оптимизации отраслевых и территориальных условий инвестиционного климата, а также стимулирования инновационной активности.

Здесь особо следует выделить проблему восстановления инвестиционных налоговых льгот на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в расширение и техническую реконструкцию производства, научно-технические разработки, поисковые исследования, повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства, а также налоговых льгот для малого, среднего и венчурного бизнеса.

При этом установление общих инвестиционных налоговых льгот необходимо сочетать с отраслевыми и территориальными преференциями в соответствии с выбранными приоритетами развития. Эти преференции могут распространяться вплоть до полной отмены налогов на инвестируемую прибыль в выбранных сферах, а, возможно, в каких то случаях и 100% отмены налогов на всю прибыль (примером может служить Китай, полностью отменивший налог на прибыль в сельскохозяйственном производстве). Не исключено и введение нормы, исключающей изъятие той части природной ренты, которая будет инвестирована в приоритетные проекты.

Конечно, механизм инвестиционных налоговых льгот должен исключить возникновение «внутренних оффшоров».

Третья — административные барьеры, прежде всего, на региональном и местном уровнях, являющиеся наиболее существенным организационным препятствием для инвестиционной активности. Поэтому важнейшей задачей является реализация административной реформы в направлении создания системы, исключающей использование административных ресурсов для вмешательства в предпринимательскую деятельность (не путать с регулирующей и партнерской ролями государства).

Решая проблему создания позитивного инвестиционного климата, следует иметь в виду, что глобализация экономики, расширяя доступ к имеющимся в мире инвестиционным ресурсам, тем самым неизбежно обостряет конкуренцию между их (инвестиций) реципиентами. Соответственно, если хотим увеличить объем привлекаемых инвестиций, необходимо иметь условия для них лучше, чем у конкурентов. При этом речь идет не только о зарубежных инвестиционных ресурсах, но и национальных, «утечка» которых за рубеж означает лишь то, что в собственной стране для них менее благоприятный инвестиционный климат.

Особый и весьма важный сюжет касается использования возможностей государственных средств массовой информации, прежде всего электронных, для «тиражирования» сведений о позитивных примерах предпринимательской деятельности «новых собственников», пропаганды ее высокой общественной полезности; это — фактор улучшения такой составляющей инвестиционного климата, как общественное отношение к предпринимательству. Речь также должна идти о размещении в этих СМИ баз данных об инвестиционно-привлекательных проектах и создании позитивного инвестиционного образа страны в национальном и глобальном информационных пространствах.

Формирование позитивного инвестиционного климата, разумеется, требует увязки, взаимной согласованности во времени и пространстве и других мер. А это предполагает выделение в составе инвестиционной программы того или иного уровня (являющейся частью соответствующей программы социально-экономического развития) подпрограммы формирования инвестиционного климата, необходимого для ее (инвестиционной программы) реализации. Подобная подпрограмма, впрочем, должна быть направлена на реализацию не только общих требований к формированию позитивного инвестиционного климата, но и конкретных инвестиционных приоритетов — путем создания в соответствующих отраслях или на территориях относительно лучших условий инвестирования, в том числе на основе частно-государственного партнерства.



a-a-slotyuk-a-a-kalinin-2012-g-2012-g-polozhenie-o-sorevnovaniyah-po-skalolazaniyu-vesennie-starti.html
a-a-solovev-rossijskij-i-zarubezhnij-opit-stranica-19.html
a-a-solovev-rossijskij-i-zarubezhnij-opit-stranica-25.html
a-a-solovev-rossijskij-i-zarubezhnij-opit-stranica-37.html
a-a-svechin-strategiya-aleksandr-andreevich-svechin-stranica-12.html
a-a-svechin-strategiya-aleksandr-andreevich-svechin-stranica-23.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonnost-i-ukreplenie-stranica-8.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-artur-bardon-i-doktor-poro-shagali-molcha-poobedav-v-restorane-na-bulvare-san-mishel-oni-progulivalis.html
  • report.bystrickaya.ru/ivnyanskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-duhovnie-rodniki-belgorodchini-ustnij-zhurnal.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmnij-podhod-k-organizacii-deyatelnosti-uchilisha-resursnogo-centra.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-nik-perumov.html
  • education.bystrickaya.ru/-ministerstvo-zdravoohraneniya-respubliki-tatarstan-prikaz-936-ot-20-iyulya-2009-g-opredstavlenii-statisticheskogo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-reshenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-bakalavriat-realizuemaya.html
  • student.bystrickaya.ru/1-elektrodinamika-21-ch-rabochej-programmi-kursa-fiziki-11-klassa-bazovij-uroven-2-chasa-v-nedelyu-vsego-68-chasov.html
  • composition.bystrickaya.ru/otraslevaya-literatura-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-postroeniya-korporativnih-informacionnih-sistem-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursi-rgnf-2012-goda-konkurs-ran-dlya-molodih-uchenih-za-luchshie-nauchnie-raboti-8-konkursi-fonda-dinastiya-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnimanie-dannij-spisok-umenshen.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-po-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-po-otraslyam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shkolnaya-kniga-stranica-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/pansionat-morskoj-briz-p-gurzuf-ozdorovitelno-lechebnij-centr-severnij-g-evpatoriya.html
  • exam.bystrickaya.ru/yupiter.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-rezultatah-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti-respubliki-komi-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-municipalnih-obrazovanij-municipalnih-rajonov-i-gorodskih-okrugov-v-respublike-komi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-nablyudatelnogo-soveta-stranica-14.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-ryazan-mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s.html
  • esse.bystrickaya.ru/prostota-obmanchiva-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/odnomernaya-optimizaciya-funkcij-metodom-zolotogo-secheniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/contacts.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kulturologiya-dlya-napravleniya-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-avtor-vostrova-galina-aleksandrovna.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-snizilo-stavku-poshlini-na-govyadinu-vsele-staraya-terizmorga-vozvoditsya-svinokompleks-po-kanadskim.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-ekonomicheskoj-celesoobraznosti-primeneniya-ooo-sibir-svyaz-zarubezhnih-tehnologicheskih-razrabotok-po-stroitelstvu-ofisnih-telekommunikacionnih-setej-na-baze-sistem-mikrosotovoj-svyazi-standart.html
  • notebook.bystrickaya.ru/institut-informacionnih-tehnologij-sekciya-lesovodstva-i-pochvovedeniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-nauchnie-napravleniya-lekciya-vvedenie-2.html
  • student.bystrickaya.ru/3-programma-i-instrumentarij-issledovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/orientiri-mayata-s-prognozami-istochnik-vedomosti-data-09072007-rossijskoj-gildii-rieltorov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-preddiplomnoj-praktiki-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-programme-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-moskva-2008.html
  • predmet.bystrickaya.ru/severodvinsk-ukazatel-katalogov-i-opisanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnij-spravochnik-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-10-oktyabr-2006g-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnie-kvantovie-pribori-i-mikroelektronika-chast-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.