.RU

4.3.6. Структура рабочей программы формирования ИКТ- компетентности - Основная образовательная программа основного...


^ 4.3.6. Структура рабочей программы формирования ИКТ- компетентности

В рамках Основной образовательной программы основного общего образования должна быть разработана отдельная программа формирования ИКТ – компетентности участников ООР, которая должна включать:


Раздел 5.

Воспитание и социализация обучающихся на ступени

основного общего образования


Основная образовательная программа основного общего образования призвана стать одним из инструментов социально-гражданского, духовно-нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества 21 века, являясь одним из средств консолидации многонационального, поликультурного и многоконфессионального российского общества посредством активизации его усилий по утверждению в подрастающих поколениях норм и ценностей, способных не только обеспечить преемственность родной духовно-культурной традиции, но и способствовать воспитанию у подростков открытости, толерантности, гуманизации отношений с другими людьми и природой.

С этой целью целесообразно построить работу образовательного учреждения через реализацию нескольких базовых комплексных программ: духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся; профессиональной ориентации обучающихся и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


5.1. Программа

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени основного общего образования


5.1.1.Введение


Данная программа преемственно продолжает и развивает программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и, подобно ей, выступает в качестве возможной концептуальной и методической основы для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы по этому направлению деятельности.

Поскольку к моменту начала реализации данной программы образовательное учреждение уже в течение четырех лет вело целенаправленную работу по духовно-нравственному развитию и воспитанию юных российских граждан XXI века, достигнутые результаты следует рассматривать как стартовую площадку для осуществления ее следующего этапа. Образовательному учреждению рекомендуется соотнести свои результаты с контрольными, заявленными Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (см. таблицу 3), поскольку для успешной деятельности в этой сфере на ступени основной школы важны все указанные позиции: без их достаточного освоения невозможно введение новых, связанных с расширением и усложнением духовно-нравственного мира подростка 12-16-летнего возраста.

Таблица 3

^ Результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников


1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:




• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном

достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:




• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей,

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные появления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков

других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:




• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):




• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


5

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):




• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.



Очевидно, что по сравнению с результатами, удовлетворяющими требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной школе и являющимися сквозными, общими для всех стадий духовно-нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в основной школе должны стать существенно иными по целому ряду оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на подростке, переживающем в этом возрасте (12-15 лет) глубочайшую гормональную перестройку, влияющую на все сферы жизнедеятельности организма и существенно изменяющую характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой. Именно на начало этого возрастного периода приходится бурный рост показателей правонарушений и преступности (в том числе на этно-национальной почве), употребление табака, алкоголя, а несколько позже – наркотиков. Именно в этом возрасте у многих подростков начинается активная и беспорядочная половая жизнь. Именно в этом возрасте подростки начинают создавать свои «субкультурные сообщества», нередко асоциального и криминального толка. Нет сомнений, что характер и интенсивность подобных проявлений напрямую связаны с усвоенными духовно-нравственными идеалами и ориентирами (в данном случае – с их извращенными формами).

Ступень основного общего образования, таким образом, принимает взрослеющего человека в драматический момент перехода многих латентных процессов его становления в явные. Именно на эту ступень приходится время завершения активной фазы социализации обучающегося и его «самопрезентация» в качестве юного взрослого.

Из сказанного с непреложностью следует, что духовно-нравственное развитие обучающихся на ступени основного общего образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений к действительности фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы.

При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного общего образования необходимо постоянно иметь и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающихся с ними и участвующих в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально-культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован, вследствие чего они изначально настроены к «душеспасительным разговорам» резко негативно. Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в том числе общекультурной и психологической), требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.


^ 5.1.2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени основного общего образования


Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования:


^ 5.1.3. Ограничения и риски Программы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся


Ограничения и риски данной Программы предопределены рядом объективных причин. Главная из них – уже упомянутая ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой» истории и культуры, принципов и механизмов, действовавших и действующих во «взрослом мире».

Важно понимать, что духовно-нравственное становление подростка происходит «здесь и сейчас», в его актуальном, реальном жизненном пространстве, о котором у него еще нет сколько-нибудь систематизированных, хотя бы элементарных учебных знаний, даваемых в старших классах. Их «заменяют», чаще всего, случайные, стихийно усваиваемые суждения родителей и друзей, образы, транслируемые СМИ, обывательские стереотипы и предрассудки.

Поэтому и при разработке, и в ходе реализации образовательным учреждением своей Программы необходим тщательный анализ этого «фона» – без его учета невозможно определить сущностные приоритеты того или иного направления деятельности. В противном случае неизбежен дисбаланс в деятельности многочисленных участников процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков и, как следствие, резкое снижение ее результативности и эффективности Программы в целом.

К ограничениям и рискам следует отнести также особенности возрастной психологии подростков на ступени основного общего образования: они взрослеют стремительно и неравномерно. В этом отношении, как известно, отмечаются существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда – требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, предусматриваемых данной Программой, недопустимость предъявления подросткам завышенных ожиданий и общения с ними на еще недоступном им «языке».

При этом ясно, что, видя свой стратегический результат в социально активном, личностно ответственном, культурном и успешном члене общества, социализация детей и подростков не может осуществляться без непосредственного участия граждански мотивированных представителей местного сообщества (прежде всего родителей обучающихся). В этом смысле развитие общественного управления образованием на уровне общеобразовательного учреждения, муниципалитета и региона, формирование на каждом из них экспертного сообщества по проблемам социализации подрастающих поколений выступает еще одним категорически необходимым условием эффективности усилий в этой сфере.

Совокупность перечисленных выше основных факторов позволяет оценить всю сложность и комплексность стоящих перед основной школой социально-педагогических целей и задач по социализации обучающихся и обозначить их.

Образовательному учреждению, в случае принятия им предложенных ниже направлений и содержания деятельности за основу при разработке своей Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, следует творчески преломить их при разработке предметных программ, стремясь максимально гармонично сочетать специальные и культурологические знания и представления, транслируемые данной Программой. Общий подход при этом – интегрировать содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности и в уклад школьной жизни, и во всю образовательную сферу усилий, предпринимаемых участниками образовательного процесса для успешной реализации своего главного стратегического документа – Образовательной программы образовательного учреждения. Речь, в конечном счете, идет о конструировании и наполнении образовательного пространства, в котором личность каждого подростка находит своё место в общем движении, где не существует барьеров между отдельными ни учебными предметами, ни между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Пафос деятельности по конструированию этого пространства в том, что его освоение подростками должно раскрывать перед ними самим их возможное будущее, помочь им совершить в него осознанный и психологически подготовленный переход. В «обычном», традиционном, никем целенаправленно не организуемом пространстве они чувствуют, но, как правило, крайне слабо осознают вызовы этого перехода и у же тем более не знают способов, которые для этого можно использовать. Образно говоря, они «застревают» в замкнутом мире собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, фактически проживают чужую жизнь, умаляя при этом важнейший и ценнейший период свой собственной.

Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.


^ 5.1.4. Основные направления Программы духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и их базовое содержание


^ 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


• развитие представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; посильное введение представлений об участии России в системе международных политических и культурных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.);

• глубокое понимание (в том числе в семантико-историческом контексте) символики государства — Флага, Герба и Гимна России, флага, герба и гимна субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• практикоориентированные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении, знакомство с их деятельностью в родной школе, поселении, муниципалитете; посильное введение представлений о соответствующих нормах в Конституции России и федеральном законодательстве;

• практикоориентированные представления о правах и обязанностях гражданина России; непосредственное знакомство с реализацией этих прав на примере старших членов семьи и других взрослых, принадлежащих различным социальным и социокультурным стратам;

• превращение интереса к общественным явлениям в значимую личностно-гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в том числе через личное участие в доступных проектах и акциях; посильное введение в кругозор подростков таких документов, как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

• утверждение отношения к родному и русскому языкам (если последний не является родным) как к величайшей ценности, являющейся важнейшей частью духовно-нравственного наследия и достояния; осознание родного и русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации; осознание в этом контексте значения владения иностранными языками; сознательное овладение ими как универсальным средством продуктивного взаимодействия с другими людьми в различных культурных пространствах;

• развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее время; развитие способности видеть и понимать включенность родной и других культур в расширяющийся межкультурный диалог; понимать принципиальные критерии оценок позитивности или негативности этого взаимодействия;

• углубление представлений о народах России, их общей исторической судьбе и единстве; одновременно - расширение представлений о народах ближнего зарубежья (как входивших в состав Российской империи и СССР, так и никогда не входивших – особенно Японии, Китая, Ирана, Турции);

• расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые отмечаются как народные, государственные или важнейшие религиозные праздники);

• развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса, школы,

семьи, села, города; открытое аргументированное высказывание своей позиции по различным спорным или социально негативным ситуациям.


Виды деятельности и формы занятий

• разработка и оформление стендов, посвященных исторической эволюции символики Российского государства и конкретного субъекта Федерации; возможная подготовка специальных презентаций по подобным историческим процессам в других государствах (например, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.). Очень полезным было бы сопоставление текстов государственных гимнов различных стран в разные исторические эпохи, народных, государственных и религиозных праздников с публичными презентациями; .

• исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по которым современники или потомки относили тех или иных людей к категории героев, считали их выдающимися, замечательными и т.д. Особо ценным было бы выяснение обстоятельств, по которым один и тот же человек в разные эпохи то считался великим героем или политиком, то лишался этого «звания»; краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти, могил (особенно братских), забота о памятниках и т.п.; публичные презентации о славных людях данной местности, региона, России, рода человеческого;

• знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами, выявление их культурно-исторической основы, обсуждение их роли и ценности в современной жизни, их значения для самих носителей этих традиций и юных поколений и т.п.; участие в традиционных действиях (обрядах) и (посильно) в ремесленном производстве (дерево, глина, роспись и др.); подготовка публичных презентаций по этой деятельности;

• систематическое проведение дискуссий с носителями различных взглядов и традиций относительно духовно-нравственных ценностей прошлого и современности в контексте образовательной программы школы; вынесение этой проблематики в школьные, местные и региональные СМИ; подготовка подростками собственных публикаций.


a-s-makarenko-znala-vsya-strana-ego-vistupleniya-zvuchali-po-radio-v-izdatelstvah-vihodili-knigi-a-stranica-7.html
a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i-stranica-12.html
a-s-mihajlova-kazanskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet.html
a-s-nietova-kafedra-tlderd-oip-jrenud-praktikali-kursi-kafedrasi.html
a-s-pontryagin-princip-maksimuma.html
a-s-pushkin-1799-1837-voprosi-i-zadaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-periodicheskie-izdaniya-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-istoriya-rossii-do-xvii-veka.html
  • student.bystrickaya.ru/2--156-s-a-gorushkina-t-e-pravednikova.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-00-14-00-konferenciya-yaziki-nauki-dokladi.html
  • writing.bystrickaya.ru/gotfrid-lejbnic-nemeckij-istorik-matematik-fizik-yurist.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvuhpalatnaya-struktura-parlamenta-vo-francii-i-brazilii-sravnitelnij-analiz.html
  • university.bystrickaya.ru/gbou-vpo-pervij-mgmu-im-i-m-sechenova-kafedra-poliklinicheskoj-terapii-lechebnogo-fakulteta-temi-referatov-k-prakticheskim-zanyatiyam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proektirovanie-holodnogo-ceha-stolovoj-chast-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rechi-visokogo83-eposi-legendi-i-skazaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskie-i-voennie-samoleti-na-mezhdunarodnoj-aviacionno-kosmicheskoj-vistavke-farnboro-92.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vflkonstrukcii-podshipnikov-skolzheniya-e-m-gutyar-nauchnij-redaktor-inzh-g-m-ickovich-redakciya-spravochnoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/poisk-putejsocialnogo-progressa-i-demokratizaciiobshestva-v-5060e-godi-uchebnoe-posobie-moskva-1998-bbk-63-32-ya73-o-82.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-sostavleniyu-i-oformleniyu-portfolio-na-prisvoeniepodtverzhdenie-zvanij-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-b-institucionalnaya-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sredi-postradavshih-tyumencev-net-argumenti-i-fakti-v-zapadnoj-sibiri-26012011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-28-yanvarya-2011-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-kolichestvennaya-ocenka-stepeni-vliyaniya-faktorov-na-inflyaciyu-v-respublike-belarus.html
  • shkola.bystrickaya.ru/po-specialnosti-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-uchebnij-plan-vveden-v-2005-godu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2011-glm-garsaev-mm-garsaeva-ts-shaipova-nauchno-issledovatelskij-klub-paradigma.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-iskusstvovedenie-kak-teoreticheskaya-forma-osmisleniya-iskusstva-morfologiya-iskusstva-rodovaya-vidovaya-4-chasa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-431-klassifikaciya-mutacij-konspekt-lekcij-dlya-studentov-1-kursa-vseh-form-obucheniya-kemerovo-2010.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-pro-osen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-teme-ustrojstva-kompyutera.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anonsi-sobitij-na-pyatnicu-27-marta-2009-g-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aziatskij-studencheskij-forum-obrazovanie-bez-granic-altaj-aziya-2012-asianstudents-forum-educationwithoutborders-altai-asia-2012-cel-foruma.html
  • student.bystrickaya.ru/143-point-out-the-verbals-and-comment-on-them-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises.html
  • desk.bystrickaya.ru/perech-obrazovatelnih-programm-realizuemih-municipalnim-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-34-g-tveri-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-v-kursa-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-38-anastasiya-zhila-v-svoem-krohotnom-mirke-ucheba-druzya-razvlecheniya-eyo-s-polnim-pravom-mozhno-bilo-bi-nazvat.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismo-eryomi-golubyatnya-v-orehove.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morskoj-transport-sudostroenie-novosti-transporta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specializacii-razvitie-detej-sredstvami-izobrazitelnoj-deyatelnosti-specialnost-050704-doshkolnoe-obrazovanie-krasnoyarsk-2002.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-politiki-chast-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/ihtik-g-ufa.html
  • report.bystrickaya.ru/inaktivaciya-patogenov-v-komponentah-krovi.html
  • school.bystrickaya.ru/bajkeri-na-route-66-motofilosofiya-i-nemnogo-istorii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.