4.3Требования к видам обеспечения - Техническое задание на межведомственную интегрированную автоматизированную информационную...
.RU

4.3Требования к видам обеспечения - Техническое задание на межведомственную интегрированную автоматизированную информационную...


^ 4.3Требования к видам обеспечения 4.3.1Требования к математическому обеспечению системы МИАИС
Требований к математическому обеспечению не предъявляется.
^ 4.3.2Требования к информационному обеспечению системы
Информационное обеспечение Системы должно включать следующие основные категории сведений:
^ 4.3.2.1Данные разрешительных документов и реестров Контрольных органов
Множество разрешительных документов и сведений реестров Контрольных органов, являющихся объектами межведомственного информационного взаимодействия, включает:

Перечень разрешительных документов каждого Контрольного органа и сведений, являющихся объектами межведомственного информационного взаимодействия МИАИС, должен быть определен на этапе технического проектирования системы. Перечень должен включать описание разрешительных документов и сведений реестров с указанием следующих основных сведений:

Множество информационных объектов МИАИС, реализующих хранение и обработку данных в системе, должно быть определено на этапе технического проектирования системы.

Механизм изменения перечня или атрибутивного состава рассматриваемых документов и сведений, должен быть описан в регламенте взаимодействия, входящем в организационное обеспечение системы (см. п.4.3.7).

В целях управления централизованными информационными ресурсами и поддержки интеграции ведомственных информационных ресурсов в МИАИС метаданные, составляющие описания рассматриваемых документов и сведений, должны входить в базу метаданных МИАИС (см. п.4.3.2.4).
^ 4.3.2.2Нормативно-справочная информация МИАИС
Под нормативно-справочной информацией (НСИ) системы понимается совокупность справочников и классификаторов, являющихся основой для обеспечения целостности и непротиворечивости, унификации и нормализации данных, сопровождающих процессы осуществления контрольных функций в пунктах пограничного пропуска.

Основными задачами нормативно-справочной информации МИАИС являются:

Формирование нормативно-справочной информации МИАИС и ведение работ, связанных с ее развитием, должно строиться на принципах:

Нормативно-справочная информация МИАИС должна основываться на максимальном использовании общероссийских классификаторов, таких как:

Нормативно-справочная информация МИАИС должна включать классификаторы и справочники Контрольных органов, необходимые для осуществления государственного контроля, такие как:

Нормативно-справочная информация МИАИС должна включать внутрисистемные справочники, необходимые для реализации различных функций системы, такие как:

Перечень классификаторов и справочников, составляющих НСИ МИАИС, а также множество информационных объектов, реализующих хранение и использование НСИ в системе, определены в ЧТЗ на интеграционный сегмент МИАИС и могут быть уточнены на этапе технического технического проектирования системы.

Механизм изменения перечня или структуры классификаторов и справочников, составляющих НСИ МИАИС, а также актуализации данных справочников, должен быть описан в регламенте формирования нормативно-справочной информации, входящем в организационное обеспечение системы (см. п.4.3.7).

В целях управления нормативно-справочной информацией МИАИС метаданные, составляющие описания классификаторов и справочников, должны входить в базу метаданных МИАИС (см. п.4.3.2.4).
^ 4.3.2.3Сообщения МИАИС
Система реализует информационный обмен между компонентами МИАИС как прием-передачу прикладных и системных сообщений.

Прикладные сообщения МИАИС служат для передачи:

Перечень прикладных и системных сообщений МИАИС должен быть определен на этапе технического проектирования системы. Перечень должен включать описание используемых в системе сообщений с указанием следующих основных сведений:

Перечень обрабатываемых системой сообщений должен быть отражен в регламентах взаимодействия, входящих в организационное обеспечение системы (см. п.4.3.7).

С целью управления межведомственным взаимодействием, что включает проектирование новых прикладных сервисов, поддержка интеграции данных ведомственных информационных ресурсов, автоматизация новых административных процессов, описание сообщений системы должно входить в базу метаданных МИАИС (см. п.4.3.2.4).
^ 4.3.2.4Метаданные МИАИС
Под метаданными понимаются структурированные, кодированные данные, которые описывают характеристики объектов-носителей информации, способствующие идентификации, обнаружению, оценке и управлению этими объектами.

Применение метаданных в МИАИС определяется необходимостью:

В МИАИС должны применяться следующие категории метаданных:

Для формирования метаданных в системе должен использоваться расширяемый язык разметки XML версии 1.1 (http://www.w3.org/TR/xml11/), при этом для каждого элемента метаданных должна быть разработана XSD-схема данных на основании стандарта XML Schema (XSD) 1.1 (http://www.w3.org/TR/xmlschema-0/).

Состав метаданных МИАИС должен быть определен на этапе технического проектирования системы.
^ 4.3.3Требования к лингвистическому обеспечению системы МИАИС
При разработке программного обеспечения МИАИС должны использоваться эффективные языки высокого уровня, которые:

В составе комплексов разработки должны быть учтены средства описания предметной области и объекта автоматизации, обеспечивающие автоматизированный процесс прямого и обратного проектирования баз данных и подсистем, а так же документирование полученных результатов.

Языки манипулирования данными должны отвечать требованиям стандарта ANSI 1992 (реализация SQL) и поддерживать реляционную модель баз данных, а так же стандарт ODBC/JDBC.

Для внешнего взаимодействия должны использоваться структуры XML (Extensible Markup Language).

Все прикладное программное обеспечение системы для организации взаимодействия с пользователем должно использовать русский язык.

Способ организации диалога с пользователем должен обеспечивать:

Централизованное ведение кодификаторов, справочников и классификаторов должно обеспечить информационно-лингвистическую совместимость подсистем МИАИС.

Вся документация, разрабатываемая в рамках создания МИАИС, должна быть представлена на русском языке.
^ 4.3.4Требования к программному обеспечению МИАИС
МИАИС строится на принципах гетерогенной архитектуры, позволяющей применять разноплатформенные программно-аппаратные средства на различных объектах системы. В связи с этим проблемы выбора системных, базовых и прикладных программных средств, а также их сертификации для использования в МИАИС имеют важное значение.

Выбор системного, базового и прикладного программного обеспечения должен осуществляться на основании формализованных характеристик программного обеспечения и требований к этим характеристикам.

К формализованным характеристикам программного обеспечения МИАИС должны быть отнесены:

Основываясь на вышеперечисленных формализованных характеристиках программного обеспечения можно представить общие для МИАИС требования к программному обеспечению:

Специфические требования к программному обеспечению, предъявляемые объек­тами МИАИС, представлены в частных технических заданиях на разработку элементов МИАИС (шифр документов: 07514067.МИАИС.СИ.ЧТЗ, 07514067.МИАИС.СВ.01.ЧТЗ - 07514067.МИАИС.СВ.09.ЧТЗ, 07514067.МИАИС.СП.01.ЧТЗ - 07514067.МИАИС.СП.04.ЧТЗ).

Состав требований к программному обеспечению системы должен быть уточнен на стадии технического проектирования системы.
^ 4.3.5Требования к техническому обеспечению МИАИС
При проектировании и разработке отдельных программно-аппаратных комплексов МИАИС необходимо предъявлять различные требования к различным категориям техни­ческого обеспечения МИАИС. В данном разделе формализованы и представлены требо­вания к следующим категориям технического обеспечения МИАИС:

Требования, представленные в данном разделе, могут быть уточнены на стадии технического проектирования системы.

В дополнение к требованиям к техническим характеристикам оборудования, изло­женным ниже, при проектировании системы и выборе технических средств необходимо принимать во внимание следующие требования к производителям и поставщикам обору­дования:
^ 4.3.5.1Требования к серверным комплексам МИАИС
Исходя из целей и задач, выполняемых МИАИС, а также принимая во внимание требования к надежности и требования к модернизации системы, изложенные в настоящем документе, при выборе оборудования серверных комплексов необходимо руководствоваться следующими подходами:

Серверное оборудование должно обеспечивать:

Серверные платформы, используемые в МИАИС, должны иметь ряд встроенных свойств высокой доступности, таких как:

Во всех серверных решениях должно быть уделено большое внимание предотвращению возможных сбоев. В серверном оборудовании МИАИС должны быть реализованы функции, при помощи которых осуществляется непрерывный контроль состояния всех компонентов сервера и анализ тенденций изменения контролируемых показателей. При обнаружении какой-либо потенциальной проблемы, например, возможного перегрева процессора, специальные функции динамического перераспределения ресурсов должны обеспечить перенос процессов с потенциально–сбойного компонента на исправный без прерывания выполнения приложений. При этом администратор системы и/или служба технической поддержки должны получить уведомление и подробный отчет о происшедшем событии.

Для хранения основных прикладных данных в серверных комплексах необходимо использовать сети хранения данных (SAN) с последующей виртуализацией SAN. Встроенные диски серверов необходимо использовать только для системных целей.
^ 4.3.5.2Требования к оборудованию систем хранения данных
Используемые в МИАИС системы хранения данных должны обеспечивать следующие возможности:

В соответствии с назначением оборудование систем хранения данных, используемых в МИАИС, подразделяются на следующие категории, к которым должны быть предъявлены специфические для каждой категории требования:

Оборудование оперативного хранения данных предназначено для хранения информации достаточно часто используемой пользователями системы. Соответственно, оборудование этой категории должно быть достаточно быстродействующим и иметь высокую степень доступности.

Оборудования долгосрочного хранения данных должно обеспечивать постоянное место хранения данных. Оборудование данной категории помимо производительности должно обладать высокой надежностью.

Электронный архив – хранилище данных, которое обеспечивает физическую сохранность данных вне зависимости от действий пользователей. Данные, помещенные в электронный архив, нельзя стереть или изменить. При изменении данных в электронном архиве должна храниться как исходная копия, так и все ее модификации. Электронный архив должен создаваться на неперезаписываемых оптических носителях информации. Устройства данной категории должны иметь интерфейс Fibre Channel и подсоединяться к сети SAN.

Оборудование резервного копирования должно предоставлять возможность автоматизированного создания резервных копий любых данных системы, независимо от типа.

Системы хранения данных, применяемые в МИАИС, должны включать:

Системы хранения данных МИАИС должны иметь способность управлять логическими разделами внешней памяти. Логические разделы должны распределять ресурсы одного физического устройства хранения данных на несколько виртуальных устройств, каждое из которых должно независимо настраиваться для отдельных приложений и/или групп пользователей.

Системы хранения данных МИАИС должны быть построены в соответствии с технологией SAN. Целью внедрения и использования технологии SAN должно стать обеспечение реальной консолидации ресурсов хранения и их совместного использования, так как емкость хранения должна подключаться ко многим серверам, в том числе и удаленным, а машины, обрабатывающие данные, должны освобождаться от задач управления ресурсами и их хранения.

При проектировании систем хранения с использованием технологии SAN должны быть обеспечены:

При выборе и внедрении конкретного оборудования для реализации SAN необходимо соблюдать следующее требование: система хранения данных должна поддерживать уровни логической абстракции (виртуализации) между физическими портами на данном дисковом массиве, блоками данных на конкретных дисковых группах и логическими томами или файлами, к которым серверы или приложения должны иметь доступ.

В частности, должны быть реализованы следующие сервисы виртуализации:
^ 4.3.5.3Требования к сетевому оборудованию
Сетевое оборудование, применяемое в МИАИС, должно обладать следующими характеристиками:
^ 4.3.6Требования к метрологическому обеспечению функционирования МИАИС
Требований к метрологическому обеспечению не предъявляется.
4.3.7Требования к организационному обеспечению функционирования МИАИС
В соответствии с ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения» организационное обеспечение автоматизированной системы складывается из «… документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности системы».

Для обеспечения эксплуатации МИАИС на объектах системы необходимо создать выделенные эксплуатационные подразделения. Эксплуатационные подразделения должны быть организованы на основе принципов и правил, изложенных в библиотеке передового опыта организации IT-служб и управления информационными системами ITIL. В настоящее время ITIL представляет собой описание лучших методов и подходов в области управления информационными системами и предлагает структурированную основу для организации деятельности эксплуатационных подразделений, подтвержденное мировой практикой.

Работа эксплуатационных подразделений МИАИС должна строиться на базовых принципах предоставления услуг требуемого качества пользователям МИАИС и использования процессного подхода к деятельности по сопровождению системы.

К основным функциям эксплуатационных подразделений объектов МИАИС должны относиться:

В составе эксплуатационного подразделения интеграционного сегмента необходимо создать единую службу поддержки пользователей (квалифицированную службу Service Desk по определению ITIL), обладающую достаточными компетенциями для решения большинства проблем, возникающих у пользователей при эксплуатации МИАИС. В состав единой службы поддержки должен входить оснащенный средствами связи единый контакт-центр, предназначенный для взаимодействия с пользователями и по всем вопросам эксплуатации МИАИС.

Порядок взаимодействия эксплуатационных подразделений объектов МИАИС с пользователями МИАИС, функции по сопровождению, обязанности, а также параметры качества сопровождения МИАИС, такие как: время реакции на запрос пользователя, время устранения проблемы, время доступности системы и т.п., должны быть изложены в «Соглашении об оперативном уровне услуг» (по терминологии ITIL – Operational Level Agreement). В случае использования для поддержки отдельных элементов системы внешних сервисных организаций необходимо, в дополнении к договору на оказание сервисных услуг, заключать с ними «Соглашение об уровне услуг» (по терминологии ITIL – Service Level Agreement).

Типовые документы «Соглашение об оперативном уровне услуг» и «Соглашение об уровне услуг» должны быть разработаны на стадии разработки рабочей документации МИАИС. Типовые документы «Соглашение об оперативном уровне услуг» и «Соглашение об уровне услуг» должны быть неотъемлемой частью организационного обеспечения системы.

Таким образом, в состав организационного обеспечения объекта МИАИС должны входить следующие документы:

Для ввода МИАИС и объектов МИАИС в опытную и промышленную эксплуатацию необходима разработка следующих организационно-распорядительных документов:

Приказ о введении МИАИС (объекта МИАИС) в опытную эксплуатацию должен содержать, в том числе:

Приказ о введении МИАИС (объекта МИАИС) в промышленную эксплуатацию должен содержать, в том числе:
^ 4.3.8Требования к нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования МИАИС
МИАИС представляет собой государственную территориально-распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем, формирование, ведение и актуализацию единой базы данных, содержащей заверенную электронной цифровой подписью информацию (включая предварительную) о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее, а также доступ к содержащейся в ней информации с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра.

Согласно части 1 статьи 13 федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные системы создаются на основании, в том числе, нормативных правовых актов государственных органов.

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правовой статус МИАИС, цели и задачи ее создания, структуру, основные функции, общие положения об участниках МИАИС и порядке доступа к информации, содержащейся в МИАИС, является Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1057 (далее – Положение о МИАИС). Положение о МИАИС носит общий характер и предусматривает необходимость разработки и принятия иных нормативных правовых актов, детально регламентирующих ряд аспектов создания и функционирования МИАИС.

В соответствии с пунктом 15 Положения о МИАИС, для определения порядка доступа участников межведомственного информационного взаимодействия к информационным ресурсам МИАИС, предоставления информации поставщиком информации, обработки и дальнейшего использования информации, включая получение информации пользователями межведомственной информационной системы должен быть разработан совместный регламент (соглашение) участников межведомственного информационного взаимодействия об осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в рамках МИАИС.

Типовой совместный регламент должен определять:

В соответствии с пунктом 16 Положения о МИАИС Типовой совместный регламент должен быть утвержден совместным актом Росграницы и Минкомсвязи России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В нормативно-правовое обеспечение МИАИС должны входить нормативно-правовые акты, предусматривающие возможные изменения технологии государственного контроля, включая законодательные нормы предварительного предоставления информации заинтересованными лицами для целей перемещения транспортных средств и товаров через государственную границу РФ, а также законодательные нормы дальнейшего использования данной информации при проведении процедур оформления контроля в пограничных пунктах пропуска.

Поскольку в рамках МИАИС предполагается создание портала для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности, необходима разработка нормативного правового акта, содержащего, в том числе:

Кроме этого, в связи с реализацией принципа «одного окна» в пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации необходима разработка и принятие нормативного правового акта, определяющего, в том числе:

Реализация принципа «одного окна» потребует изменения действующего законодательства, регламентирующего осуществление действий федеральных органов исполнительной власти в пунктах пропуска через государственную границу и разработки положений о межведомственном взаимодействии при реализации принципа «одного окна» в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Нормативно-правовое обеспечение должно устанавливать юридическую значимость электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью уполномоченных сотрудников федеральных органов исполнительной власти осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу.

Таким образом, для нормативного правового обеспечения МИАИС необходима разработка и принятие следующих нормативных правовых актов:
^ 5СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ
Этапы создания, функционирования и развития МИАИС утверждены приказом №23 от 11.02.2009 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Планом мероприятий по реализации Концепции создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации приведен ниже в таблице.
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.