.RU

44. Фонетическая система разговорной речи - Дарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс


^ 44. Фонетическая система разговорной речи
   Развитие фонетической системы языка связано прежде всего с развитием лексической и морфологической систем. В составе слов и в их формах происходят изменения звуков. Постепенно это приводит к тому, что морфемы (суффиксы, префиксы, окончания) изменяются, что в дальнейшем влечет преобразования во всей морфологической структуре слова. Важным является и то, что изменения фонетической стороны языка приводят к преобразованию корня слова, что влечет за собой создание новых слов.

   К примеру, слова цена и каяться в настоящее время не связаны семантически, имеют собственное словообразование, хотя в прошлом данные слова развились из одного корня, который впоследствии претерпел фонетические изменения.

   В литературном языке произношение подчинено правилам и нормам, равно как и выбор слов или употребление различных грамматических форм.

   Слушая устное высказывание, человек старается воспринять смысл изложения, не задумываясь над звучанием. Отклонение от нормы произношения отвлекает, раздражает, часто заставляя терять нить повествования.

   В разговорной речи возможно увеличение темпа, что ведет к ассимиляции согласных, к редукции гласных звуков, к неполному произношению звуков.

   Выбор произносительного стиля зависит от уместности его использования в конкретной ситуации. В разговорной речи возможно произносить слова «только» как [токо], слова «что» [че] и т. д. Очевидно, что публичное выступление или официальное общение не допускают таких вольностей.

   В русском литературном языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также и в начале слов вместо буквы о произносится [а]: к[а]зА (ср. кОзы).

   После мягких согласных, на месте гласных, которые обозначаются буквами е, ё, я (на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и]: весна, посветить.

   Парные звонкие согласные на конце слов оглушаются, глухие согласные озвончаются, например: дуб [п], кровь [ф], просьба [з]. На письме оглушение и озвончение не передаются, поэтому слова звучат одинаково, а пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

   Сочетание чн произносится соответственно написанию, например: античность, дачный, неудачный.

   В некоторых сочетаниях согласных происходит выпадение звука, хотя буква на письме пишется: лестница, чувства.

   В начале некоторых слов пишется сч, хотя произносится [щ], например: счастье, считать.

   Фонетическая система языка развивается и изменяется, как и сам язык.


^ 45. Нормы ударения
   Нормы ударения – одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека – освоить нормы ударения и правильно применить их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог): тв?рог и твор?г, ср?дства и средств?.

   Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

   Разноместность – это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый – иконопись, на второй – эксперт, на третий – жалюзи, на четвертый – апартаменты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определенному слогу.

   Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода – воду, хожу – ходишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

   Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Сравните: пол?жил, маг?зин – неправильно; полож?л, магаз?н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: ?скристый и искр?стый.

   В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

   Закон аналогии. В данном случае б?льшая группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня мышление на суффикс – ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как глажение, квашение, крашение, упрочение, обеспечение, сосредоточение, намерение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

   Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопр?вод, мусоропр?вод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

   Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристр?ните, прин?дите, приг?бите и приструн?те, принуд?те, пригуб?те.

   Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.

   Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырех– и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

   Профессиональное произношение: ?скра (у электриков), д?быча (у шахтеров), комп?с, крейсер? (у моряков), мальчик?вый (у продавцов), прик?с, ?лкоголь, шпр?цы (у медиков), л?сточки (у портных) и т. п.


   Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токарь, конкурс, насморк, призрак, деспот, символ, воздух, жемчуг, эпиграф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.


^ 46. Чистота речи. Требования к правильной речи
   Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

   Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.

   Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово». Общеизвестная значимость точного словесного общения была осознана многими писателями. Среди них Л. Н. Толстой, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский и др. В своих статьях, произведениях они вели пропаганду точного слова.

   Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

   ^ Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

   Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.

   Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

   Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

   Можно сделать вывод, что точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и (или) системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

   Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

   1) экстралингвистическое условие – знание предмета речи;

   2) собственно лингвистическое – знание языка, его системы, возможностей;

   3) условие, опирающееся на два предыдущих – умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

   Следующее качество речи – логичность. Она связана с точностью, но вместе с тем четко отличается от нее. Точность является предварительным условием логичности. Неточная логичность не может быть логичной.

   Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

   Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

   1) логичность понятийная;

   2) логичность предметная.

   Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

   Условие логичности:

   1) экстралингвистическое условие – овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;


   2) структурное условие, или собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

   Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

   Разрушают чистоту речи следующие средства:

   1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;

   2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;

   3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

   4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;

   5) слова-паразиты, засоряющие речь (так сказать, значит, как бы).

   ^ Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типологии выразительности пока не существует. Есть несколько оснований, различающих выразительность речи. Первое основание – ситуация общения. Например, выразительность речи учителя не совпадает с выразительностью речи оратора и т. д. Но при этом в любых условиях общения нужна выразительность! Другое основание – структурные области языка. Выделяется выразительность произносительная, акцентологическая, выразительность лексическая, интонационная и стилевая (или стилистическая).

   Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

   1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

   2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;

   3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

   4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

   5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

   К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

   Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Существует типология интонации. Они соответствуют разным синтаксическим структурам, их «актуальному» членению, т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом. Нужно заметить, что, усваивая язык, мы лучше всего усваиваем типы изменений тона по высоте. У нас больше свободы в возможностях варьирования тембра, темпа, силы, пауз.

   Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».

   ^ Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.

   Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д. Сюда относится и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, находящихся в активном языковом запасе человека.

   Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

   Другое коммуникативное качество речи – ее уместность.

   Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Уместность регулирует в конкретной языковой ситуации содержание таких качеств, как точность, чистота, выразительность. Уместность относят к функциональным качествам, в ее основе – идея целевой установки высказывания. С этой точки зрения уместность – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания. Выделяют несколько видов уместности:

   1) уместность стилевая;

   2) контекстуальная;

   3) ситуативная;

   4) личностно-психологическая.

   Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»

   Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Этот критерий очень близок первому. Случается, языковое средство, неприемлемое для определения стиля, условий общения, в конкретном контексте уместно. Пример: отглагольные существительные. Они наиболее часто употребляются в деловой и научной речи, но неуместны для многих других стилей. Но не всегда, например, отглагольные существительные хуже глагола. Здесь важным является чувство соразмерности.

   Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

   Во время общения необходимо учитывать характер собеседника, его психологические качества. Это поможет донести информацию до собеседника. Соотнося рассмотренные качества с разговорной речью, следует заметить следующее:

   1) разговорная речь менее других стилей речи требовательна к правильности, логичности и точности;

   2) разговорная речь под влиянием бестактности, невоспитанности может превращать в противоположность такое качество, как уместность;

   3) не очень требовательна разговорная речь и к ее чистоте;

   4) важными качествами разговорной речи стали ее выразительность и богатство. Это объясняется внеязыковыми факторами – неофициальностью и непосредственностью общения.

   Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить многостороннюю действенность речи.



afrika-ostro-nuzhdaetsya-v-stabilnosti-programma-afrikanskoj-kulturnoj-revolyucii-115-slovo-k-russkim-deputatam.html
afrika-v-xxi-vekeoksfordskaya-lekciya-programma-afrikanskoj-kulturnoj-revolyucii-115-slovo-k-russkim-deputatam.html
afrikanskaya-chuma-svinej-achs-kontagioznaya-virusnaya-bolezn-harakterizuyushayasya-sverhostrim-ostrim-podostrim-rezhe-hronicheskim-techeniem-i-bolshoj-letalnost.html
afrikanskaya-skazka.html
afrodita.html
after-death-a-dzh-tojnbi-.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-za-08-11-aprelya-2011-goda-federalnie-i-inoregionalnie-smi-bolee-20-soobshenij-v-smi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-j-klass-3468-ch-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-gimnazii-1-s-elhotovo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1118-obespechenie-gospitalya-goryuchim-i-smazochnimi-materialami-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-zashiti-vipusknih-kvalifikacilonnih-rabot-1-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rokovoj-vistrel-pechatnoe-izdanie-dannoj-knigi-mozhno-zakazat-na-sajte-izdatelskogo-doma-sensej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-2011-g-ustav-oblastnogo-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-professionalnoe-uchilishe-25-p-vohma-kostromskoj-oblasti.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-nikolaya-ivanovicha-emelyanova-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/2-14-profilakticheskij-uhod-polimya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskie-parki-poleznie-soveti-turistam.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mirovaya-cvetnaya-metallurgiya-v-tch-alyuminievaya-promishlennost.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pdprimnictvo-chast-24.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnie-informacionnie-sistemi-irkutsk.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-mchs-i-guvd-nadeyutsya-na-spokojnie-prazdniki-internet-resurs-kurier-mediaru-22122011.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-ex-s-abl-iz-enamlum-i-n-a-z-cisik-latinskij-yazik-quantum-scimus-tantum-possumus-minsk-2009.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vo-vseh-sluchayah-zhizni-kogda-nuzhno-chto-to-predprinyat-i-sdelat-budem-zadavat-sebe-vopros-obdumal-li-ya-eto-pomolilsya-li-ob-etom.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-na-zvanie-samoe-blagoustroennoe-gorodskoe-selskoe-poselenie-rossii-dalee-konkurs-provoditsya-ezhegodno-ministerstvom-regionalnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-ii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sluzhba-mchs-soobshaet-internet-izdanie-vipnovosti33ru-08082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-9-avgusta-2011-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strukturnie-elementi-energii-filma-323-chast-pyataya.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-i-kultura.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-podgotovke-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/g-moskva-odinnadcatoe-sentyabrya-dve-tisyachi-sedmogo-goda.html
  • exam.bystrickaya.ru/vrednie-privichki-sovremennogo-shkolnika-i-ih-vliyanie-na-organizm.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemi-i-funkcii-yurij-andreevich-andreev-iscelenie-cheloveka.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdanie-04-pohudet-ne-problema-unikalnoe-prakticheskoe-posobie-po-uskorennomu-uvelicheniyu-rosta-v-lyubom.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-yu-p-alekseev-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-buhgalterskij-uchet-v-bankah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-trebovaniya-k-elektronnomu-uchebnomu-kompleksu-euk.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-razbivaetsya-steklo-i-pochemu-bil-napisan-etot-roman-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uhabi-na-kosmicheskih-trassah-gravitacionnie-linzi-vmesto-chernih-dir.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-vidno-iz-shemi-chislo-dvoichnih-razryadov-ispolzuemih-v-processe-preobrazovaniya-opredelyaet-chislo-diskretnih-urovnej-s-pomoshyu-kotorih-mozhno-predstavlyat-a-stranica-14.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnie-processi-informacionnie-processi-v-ekonomike.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-irkutskoj-oblasti-klass.html
  • college.bystrickaya.ru/3organizaciya-v-d-mendelevich-kazanskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenskij-klub-na-taganke-taganskie-vesti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/russko-tureckie-vojni-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.