.RU

5.3. Динамика этнической идентичности - Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по...


^ 5.3. Динамика этнической идентичности

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития. Обратимся к анализу возрастной динамики этнических представлений и этнических чувств.

Разработку этих вопросов мы находим в трудах Ж.Пиаже (Пиаже Ж.). Его исследование посвящено анализу формирования понятия «Родины». Основной путь развития детского мышления по Пиаже – движение от общей эгоцентричности через децентрацию к более объективной позиции в познании вещей, других людей и того себя. В процессе социализации эгоцентризм теряет свое значение, и трансформируются в социоцентризм. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок приходит к осознанию их интересов, систем ценностей, отличных от его собственных, учится управлять своим поведением, соподчинять свои желания. При этом стремление быть в центре внимания еще очень велико. Тогда ребёнок открывает для себя, что есть объекты, с которыми он может себя идентифицировать, сохраняя свою ценность и значительность. Такими объектами являются социальные группы. Процесс становления этнической идентичности рассматривается Пиаже как перемещение центра в интерпретации ребенком мира и является одним из аспектов процесса децентрации.

Ж. Пиаже отмечает, что параллельно с концепцией «Родины» у ребенка формируется концептуальная картина «других стран», и это две стороны одного процесса. Мысль о том, что постулирование различий между «Мы» и «Они» является необходимым условием формирования этнической идентичности, присутствует в работах многих авторов (Поршнев Б.Ф.).

Ж.Пиаже выделяет 3 фазы в развитии детской этнической идентичности (Ж.Пиаже).

В первой фазе /6-7 лет/ знания ребенка о его этнической принадлежности фрагментарны и несистематичны. Важным для ребенка является его непосредственное социальное окружение. Этническая группа еще слишком мало значит для него.

На следующем этапе /8-9 лет/ расширяется представления ребенка о мире, растет его информированность, он уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания такой идентификации – национальность родителей, место проживания, используемый язык. С возрастом повышается способность ребенка ко всем более абстрактным и тонким суждениям.

Младшие подростки /10-11 лет/ отмечают в качестве особенностей этнических групп уникальность этнической истории, специфику традиционной бытовой культуры. По мнению Ж. Пиаже, дети в этом возрасте приходят к осознанию когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина», и их этническая идентичность формируется в полном объеме. Дети, интервьюированные Ж. Пиаже, приводили политико-идеологические аргументы, иллюстрирующие их патриотические чувства.

Характеристики и возрастные границы этапов уточнялись и конкретизировались в работах других авторов в последующие годы.

Эбод (1977), Гудман (1964), Кац (1976), Портер (1971) предложили стадиальные модели развития этнической идентичности, представляющие развитие когнитивных и аффективных компонентов (Rotheram M., Phinney J., с.14-15.). Хотя эти модели значительно различаются, каждая из них описывает изменения в понимании своей групповой принадлежности, связанные с повышением способности ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические стимулы.

Ф. Эбод рассматривает развитие этнической идентичности как возрастание компетентности ребенка:

– в восприятии сходства себя со своей группой,

– в категоризации различных групп,

– в правильном названии групп,

– в понимании того, что этничность неизменна

первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает лишь в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.

Анализируя результаты исследований В.Кросса, Д.Кима и Д.Аткинсона, Дж.Финни (Phinney J.) сделала предположение, что развитие этнической идентичности проходит три стадии: от неопределенной этнической идентичности через период исследований /или разработки/ к достижению идентичности. Модель стадиального формирования этнической идентичности базируется на теории идентичности Э.Эриксона и ее операционализации канадским психологом Дж.Марсиа, который выделил четыре стадии процесса формирования идентичности (Parham T., Helms J.).

Первая стадия, соответствующая двум стадиям эго-идентичности по Марсиа – диффузии и предрешению и названная Финни непроверенной идентичностью, характеризуется безразличием к исследованию идентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. Данной стадии соответствуют два подвида идентичности:

– диффузная, когда индивиды просто не задумываются о своей этнической принадлежности и не интересуются ею;

– предварительная, когда индивиды принимают позитивные аттитюды по отношению к собственной группе от родителей и других взрослых и поэтому обнаруживают предпочтение доминантной культуры.

Вторая стадия сходна с тем, что Дж.Марсиа называет «мораторием», характеризуется поисками этнической идентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни. Собственный опыт, значимые события в жизни этнической группы могут стимулировать развитие знаний о собственной этничности /»вхождение» по В. Кроссу, «пробуждение» по Д.Ким/. Включение в культуру собственной этнической группы происходит через такие виды деятельности как чтение, посещение музеев, участие в культурной жизни собственной этнической группы. В некоторых случаях это может происходить параллельно с отвержением ценностей доминантной культуры.

Предполагается, что результатом этого процесса разрешения кризиса этнической идентичности является осознание собственной этничности и формирование отношения к этому. Наступает третья стадия – реализованная этническая идентичность, соответсвующая одноименной стадии эго-идентичности по Марсиа. Для данной стадии характерно ясное, четкое и устойчивое ощущение этнической идентичности, своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.

Однако процесс не обязательно заканчивается с достижением этнической идентичности, он может продолжаться в новых циклах дальнейших исследований и переосмысления роли этничности в собственной жизни.

И.А.Снежкова, анализируя развитие этнического самосознания украинских детей, также отмечает, что развитие представлений идет от осознания внешних особенностей к осознанию единства происхождения, формированию чувства «Родины». Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что представления детей б-10-летнего возраста отличаются нестабильностью и изменчивостью, а в 11-14 лет дети приводят убедительные мотивы выбора своей национальности (Снежкова И.А.).

Представленные последовательности стадий не исключают ускорения или замедления этих процессов в результате культурных влияний. Особой спецификой отмечены процессы развития этнической идентичности у детей, живущих в полиэтнической среде. Как отмечает Е.М. Галкина (Галкина Е.М.), у детей из биэтнических браков этническая идентичность хоть и амбивалентная, но формируется раньше (возрастная модель формирования этнической идентичности), чем у детей из моноэтнических семей (ситуационная модель формирования этнической идентичности).

О.Л.Романова отмечает, что этнические знания ребенка 5-6 лет еще нестабильны и несистематичны: дети не всегда могут назвать собственную национальность, национальность родителей, путают названия национальностей (Романова О.Л.)

Слабость этнических знаний в данном случае в значительной степени, по ее мнению, определяется отсутствием должного уровня познавательных процессов. В других исследованиях отмечается несколько иная закономерность. Так, дети к 6 годам уже обнаруживают связь между именем и принадлежностью к этнической группе.

В младшем школьном возрасте наблюдается существенный рост этнических знаний. Ребенок не просто повторяет услышанную от взрослых информацию, но систематизирует свои знания и устанавливает между ними закономерности.

Ж.В.Топоркова указывает, что этническое самосознание детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия находится в стадии активного формирования. Дети, как правило, знают свою этническую принадлежность и выделяют ее значимые признаки. Но при этом констатируется факт, что для детей 7-8 лет этническая идентичность не является актуальной. Этнические представления подростков становятся все более дифференцированными. Этнические чувства становятся все более четкими и оформленными.

Этническая идентичность подростков подвержена дальнейшей динамике. В этот период «образ Я» имеет, прежде всего, ценностно-дифференцирующий характер. В нем актуализируется в первую очередь то, что с точки зрения подростка отличает его от других (или обеспечивает принадлежность к определенной, отличной от других группе), позволяет ему определить себя, в какой-то степени выявить собственную ценность для себя и других.

Практически все отечественные психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности. Существенная личностная особенность старшего подростка, в частности – актуализация потребностей в жизненном самоопределении.

Указанные особенности сказываются на характере этнопсихологического развития подростка. Развитие самосознания, формирующаяся потребность в личностной идентификации делают его весьма чувствительным к этническим вопросам. Можно сказать, что в этом возрасте впервые с достаточной серьезностью и остротой возникает проблема этнического самоопределения или становления осознанного этнического «Я».

Если в подростковом возрасте происходит формирование самосознания как такового, происходит вызревание и стабилизация основных психических структур самосознания, дифференциации и уточнения знания о себе, то формирование самосознания в юношеском возрасте есть «врастание» индивидуальной психики в нормативный дух культуры, где молодой человек конструирует себя, исходя из конкретных социально-экономических и, естественно, этнокультурных условий.

Становление ценностных ориентации происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом в восприятии ценностей является ранний юношеский возраст.

В юношеском возрасте, в отличие от предыдущих периодов наблюдается мотивированный выбор своей этнической принадлежности. С точки зрения теории личностного самосознания, юношеский возраст – есть возраст согласования и гармонизации всех структурных компонентов «Я-концепции», это возраст достижения личностной идентичности или ощущения целенаправленности, осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Особенности развития этнического самосознания в юношеском возрасте в психологической литературе представлены исследованиями, которые велись в рамках анализа особенностей ценностных ориентации как структурных компонентов этнического самосознания.

Важная роль отводится студенчеству как будущей интеллигенции, роль которой в истории и возрождении национальной культуры, а также поддержании конструктивных межэтнических отношений достаточно ответственна.

Юношеский возраст, а конкретно завершающий этап юности, является решающим периодом развития этнического самосознания, ею упрочения и закрепления. Дальнейшие его изменения представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических, экономических, этнокультурных условий жизнедеятельности этноса.

Резюмируем различные подходы к динамике этнической идентичности. В современной научной литературе выделяются три основные этапа развития этнического самосознания.

Начальный этап приходится на дошкольный и младший школь­ный возраст (5 10 лет). Для него характерны еще нечеткое осозна­ние детьми общности с людьми своей национальности, немотиви­рованный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Нужно иметь ввиду, что на этом этапе станов­ления этнического самосознания семья выполнят значительную роль в передаче этнокультурной информации.

В процессе развития этнического самосознания необходимо учи­тывать такую особенность самосознания детей дошкольного и млад­шего школьного возраста, как бинарность представлений и оценки этнического окружения. Осознание «своих» основано на ежеднев­ном конкретном собственном опыте взаимодействия с окружающими без четкой дифференциации по этническому признаку, тогда как представле­ние о других народах базируется на синтезированном групповом, абстрактном образе «иных». Формирование этнической самоиден­тификации происходит по принципу: «Я такой же, как окружаю­щие». В социальном отношении этот период является решающим для ребенка (Эриксон Э., 1996, с. 133-139). Развивающееся в это вре­мя чувство созидания – ощущение способности производить совме­стно с другими людьми (детьми и взрослыми) отдельные вещи и предметы культуры, поддерживает в каждом ребенке чувство ком­петентности, т.е. свободное упражнение своих умений, интеллек­та при участии в общественно полезной деятельности своего наро­да. Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретиться с актуальностью технологии и экономики.

С другой стороны, этот период таит в себе некоторую опасность. Именно в это время закладывается прочная база для будущих пред­рассудков и конфликтов. Влияние расширяющегося социального опыта ребенка в возрасте от 6 до 8 лет на его личностное становле­ние иногда приводит к тому, что у детей появляются этнические предубеждения. Однако непосредственные контакты с детьми дру­гих народов значительно ослабляют силу априорных этнических установок (Флэйк-Хобсон, Робинсон, Скин, с.431).

Другая опасность этой стадии – в развитии отчуждения от са­мого себя и от своих задач – хорошо известное чувство неполноцен­ности. Если ребенок обнаружит, что цвет его кожи или положение его родителей в значительно большей степени определяет его цен­ность как ученика, чем его желание и воля учиться, то ощущение себя недостойным, малоценным может роковым образом отразиться на характере (Эриксон Э., с. 134-135).

Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Дети проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультур­ных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с иноэтническим окружением. Формирование этнической самоидентификации строится по принципу: «Я такой же, как мой народ».

Необходимо учитывать, что новообразования происходят в период подросткового «кризиса идентичности» (Эриксон Э., 1996 с. 322), когда созревший организм приобретает индивидуальный внешний вид; когда сформировавшееся сексуальность ищет партнеров для чувственных игр и продолжения рода; когда полностью развившееся сознание начинает обдумывать карьеру индивида в контексте исторической перспективы. И все эти идеосинкразические процессы развития проявляются во множестве конфликтов.

Отчуждением этого периода является спутанность психосоциальной идентичности, сопровождающаяся ролевой спутанностью, сильными сомнениями относительно своего места в социальной группе, безнадежностью жизненных перспектив. Подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо большими трудностями. Они чувствуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие поддержки с его стороны.

Самоотчуждение подростка­ми переживается еще тяжелее, чем отчуждение. Отрешенность от собственного «Я» объясняется низким уровнем самосознания, что в свою очередь может являться следствием дискриминации, кото­рой, как известно по мировому опыту международных отноше­ний, могут подвергаться национальные меньшинства в течение длительного времени (Флэйк-Хобсон, Робинсон, Скин, с. 495-496).

Третий этап выпадает на старший школьный возраст (16-17 дет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей нацио­нальности, конструируется этническое мировоззрение. В старшем школьном возрасте на формирование этнического самосознания детей наибольшее воздействие оказывает школа, целенаправленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этни­ческой направленности. В этот период этническая самоидентификация формируется по принципу: «Я – представитель своего наро­да».

По утверждению Эриксона (Эриксон Э., 1996, с. 322) кризис идентичности в юности – это кризис всего поколения и проверка прочности ми­ровоззрения всего общества. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приводит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые идентифика­ции, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.

Проведенные исследования этнического самосознания (Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю.), позволили выделить четвертый этап, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (18-22 лет), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по Эриксону можно отнести к «психосоциальному мораторию» (Эриксон Э.,1996, с.167), который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности про исходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. «Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны об­щества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, дос­тижениям и завершается более или менее формальным подтверж­дением достижения со стороны общества». Этническая самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» – «Они».

Анализируя становление этнического самосознания у студентов вуза, авторы выделяют два этапа в этом процессе.

Первый – «типологический». Определяется осознанием представителями конкретного социального образования его этнических особенностей, в том числе этнопсихологических признаков. Второй уровень – «идентификационный». Он выражается в осознании представителями группы своей этнической принадлежности через сознательное отделение «своей» группы от «другой», что отражается в представлениях «Мы» и «Они». Важное значение в процессе идентификации имеет социально-нравственное отношение личности к своей общности.

На основании этих уровней, выделяются психологические уровни актуализации этнического самосознания: во-первых, осознание своего этноса через представление о других этнических образованиях, во-вторых, социально-нормативное (аксиологическое) отношение к этничности этих образований (Хотинец В.Ю.).

В проводимых экспериментальных исследованиях, авторы при анализе этапов становления этнического самосознания у студентов используют термин «формирование».

Думается, что к студенческому возрасту или завершающему этапу юности, определенный уровень этнического самосознания уже достигнут. При этом этнические знания могут быть недостаточны, или быть неактуальны для личности. Поэтому, на наш взгляд, термином, более приемлемым к юношескому возрасту, и более отражающим суть процесса может быть термин «актуализация этнического самосознания». Под актуализацией этнического самосознания мы понимаем расширение этнокультурных знаний как о своей, так и о других этнических общностях, осознание их значимости и формирование потребности в их дальнейшем углублении. В процессе углубления этнокультурных знаний происходит содержательное наполнение этнокультурных образов «Они», «Мы», «Я».


5.4. Признаки этнической идентификации


Некоторые ученые придерживаются мнения, что отличия, дифференциация этносов друг от друга – вопрос второстепенный для выяснения их сущности. Однако они упускают из виду, что без этнической дифференциации теряет смысл вопрос об этнической идентификации. Характерная особенность этнических общностей состоит именно в том, что определение этноса строится на сознании группой своего единства и отличия от других подобных образований.

Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно, самосознанием, что существуют другие этнические группы по ряду признаков, отличающиеся от нее. Эту особенность отметил, в частности, известный антрополог Дж.Девос, в интерпретации которого этническая общность – это «осознающая себя группа людей, которые придерживаются общих традиций, неразделяемых другими группами, с которыми она находится в контакте» (Де–Вос Дж.).

Таким образом этническая самоидентификация включает представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках.

По материалам социологического исследования «Этнокультурные процессы в молодежной среде Республики Татарстан» (1999-2000 гг.) (Р.Н.Мусина, Я.З.Гарипов, Р.И.Зинурова, Л.В.Сагитова, Р.М.Мухаметшин) всего лишь 3,5% опрошенных нами в республике русских и татар на вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?» ответили: «ничего не роднит, не объединяет». Среди представителей других национальностей таких оказалось 8,5%. Причем, в основном это позиция горожан, и главным образом детей из межнациональных семей, которым часто бывает трудно определиться с выбором какой-то одной национальности.

Около 96% опрошенной молодежи чувствует свою сопричастность к своей этнической группе. В качестве оснований этнонационального самосознания определен ряд признаков, вес которых в различных группах отличается.


Роднит с людьми

своей национальности

Национальность

русские

татары

другие

%

место

%

место

%

место

Язык

66,6

I

71,8

I

60,4

I

Культура

44,2

II

40,8

II

31,1

II

обычаи, обряды

37,9

III

42,0

II

30,2

II

родная земля, природа

31,5

IV

42,8

II

30,2

III

черты характера, психология

23,4

V

12,2

IV

19,8

IV

Религия

33,2

IV

34,3

III

17,0

V

исторические судьбы, прошлое

15,0




8,7




13,2




Общая государственность

8,2




8,7




2,8




внешний облик

6,1




3,4




10,4




что-то другое

0,7




1,4




1,9





Так, среди компонентов этнической идентичности первым во всех этнических группах назван язык, являющийся главной отличительной особенностью любого этноса. Далее русская молодежь назвала культуру, затем обычаи и обряды, на четвертом месте почти равное количество (около трети опрошенных) назвали религию, а также родную землю, природу. У татар, как и представителей других национальностей после языка почти одинаковой вес имеют культура, обычаи и обряды, родная земля, ее природа. На третьем месте у татар – религия, тогда как у других народов республики – черты характера, психология, лишь затем религия. Однако, если сравнить основания этнической идентичности у городской и сельской молодежи, то у последней (причем во всех этнических группах) большее значение приобретают такие признаки как обряды и обычаи, родная земля, и несколько снижается (в сравнении с горожанами) значимость культуры. Отличительной особенностью же народов Поволжья, проживающих в селах является кроме того повышение роли религии в их этническом самосознании.

Ситуация вполне объяснима. Роль культуры в идентификационной матрице татар и других народов республики несколько снижена в сравнении с русскими в силу недостатка условий для развития профессиональной национальной культуры в еще недавнем прошлом. Это подтверждается и материалами предыдущих этносоциологических исследований. Так, исследование 1990 года показало, что около трети молодых татар-горожан проявляли интерес к национальной музыке и литературе, что свидетельствует как о низкой языковой компетенции молодежи, так и о неудовлетворенности состоянием культуры, особенно художественной литературы: ее уровнем, широтой охвата тем, глубиной проникновения в проблемы. Сейчас у молодежи интерес несколько повысился, но он сдерживается малой возможностью удовлетворения. В условиях подъема национального самосознания, активизации этнополитических процессов у татар, как и других народов Поволжья, растет чувство внутреннего дискомфорта, неудовлетворенности, вызванное противоречием между растущими этнокультурными потребностями и низкой возможностью их реализации.

Результаты эмпирического исследования позволяют проследить этноинтегрирующие признаки, имеющие значение в реальной практике существования этнических групп.

Рассмотрим признаки, традиционно используемые в качестве этнических маркеров и границ в научной и учебной литературе. Среди всей совокупности таких признаков прежде всего выделяются внешние отличительные особенности физического типа людей – расовые, антропологические признаки. Насколько внешность может служить весомым определителем членов этнической группы? З.В.Сикевич приводит показательный пример антропологической характеристики русского человека (Сикевич З.В.). Данный пример убеждает, что русский сибиряк и русский терский казак мало похожи друг на друга и тем более на портрет типичного русского. Это вызвано многими факторами. Народы мира в большинстве имеют сравнительно однородный расовый состав, хотя антропологические типы могут и отличаться, однако для неспециалиста различия между близкими антропологическими типами практически не уловимы. Внешние отличия между людьми одного народа не такая уж редкость. Например, в Германии средний житель южной части страны – Баварии – темнее и шире лицом, меньше ростом, чем северянин, а среди немцев-северян процент блондинов гораздо выше, чем в Баварии. Русские-ростовчане, большей частью черноволосые и темноглазые, довольно сильно отличаются от русских коренных жителей северо-западных областей, чаще всего русоволосых и голубоглазых. Китаец из северо-западных районов страны по одним лишь чертам лица легко отличит земляка от китайца с побережья Южно-Китайского моря. В результате смешения рас и народов, чистые этнические типы почти не сохранились, а 30 % населения планеты изначально принадлежит к смешанным и промежуточным в расовом отношении группам. В настоящее время процесс смешения рас зашел весьма далеко и не позволяет определить этническую принадлежность человека по расовому признаку.

Поэтому реальное определение этнической принадлежности человека на основе антропологических признаков довольно приблизительно (не устойчиво).

Территориальный признак называется среди важнейших определителей, так как общность территории создает условия для сосуществования людей и соответствует самовоспроизводству этноса. Природные условия общей территории определяют хозяйственную жизнь людей, нормативные системы этноса. Однако стремление приписать народ к некоей устойчивой территории достаточно приблизительно, что наглядно показывает длительная история совместного территориального существования и интеграции российских народов.

Для этнического самоопределения и размежевания более существенное значение имеют культурные признаки, то есть характерные черты культуры, понимаемой как совокупность специфических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов. Именно в сфере культуры обычно сосредоточены основные отличительные признаки этносов. Под этнической культурой подразумевается (Арутюнов С.А., 1982) совокупность лишь тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую, так и этноинтегрирующую функции. Не случайно в практике повседневного межэтнического разграничения, как правило, акцент делается на устойчивых и отчетливо внешне выраженных компонентах культуры этноса: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для каждого этноса своеобразием.

Из всех элементов этнической культуры четко выраженными этническими функциями обладает язык. Язык представляет собой один из основных объективных факторов образования этноса, с одной стороны, его этнических признаком – с другой. Являясь творением и общим достоянием представителей конкретной этнической общности, он наделен свойством сплачивать их в единое образование и одновременно выделяет это образование среди других. В качестве символической компоненты культуры он обеспечивает, во-первых, взаимное понимание между членами этноса, во-вторых, хранение и передачу этнокультурной информации от поколений к поколениям, обеспечивая культурную преемственность. В качестве средства оригинального национального творчества он наиболее полно воплощает самобытность своего этноса.

Языковой признак весьма объективен и в большинстве случаев тесно связан с этнической принадлежностью. Однако полной корреляции между двумя этими показателями нет. Возможны случаи, когда на одном языке говорит несколько этносов английский, испанский, португальский, русский и др., также возможно, что один этнос говорит на нескольких языках – мордва говорит на языках эрзя и мокша.

Как известно, не так редко встречаются случаи переход какой-то группы людей на язык другого этноса, при этом языковая ассимиляция не всегда и не сразу сопровождается ассимиляцией этнической. На чужой язык довольно часто переходят небольшие национальные группы, живущие в иноэтничном окружении и в отрыве от своего этнического массива. Языковой ассимиляции частично подвержены этнические общности, живущие в сильном смешении с другими, обычно более крупными народами (например, многие представители таких народов, как мордва или карелы, свои родным языком считают русский).

Большинство сегодняшних ирландцев говорит по-английски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ирландцы говорили 300-400 лет назад, но ни у самих ирландцев, ни у ученых не сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки.

Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания. Дисперсно расселенные этносы также часто признают родным язык другого этноса. Так, родным языком многих евреев является основной язык того государства, где они живут. Гораздо реже представители народа, составляющего большинство населения страны, переходят на язык не менее многочисленной национальной группы, считая его более престижным. Подобная ситуация наблюдалась, например, в Прибалтике в XIX в., где многие образованные латыши и эстонцы в совершенстве овладели немецким языком, и для некоторых из них это язык даже становится родным. Нельзя забывать и о случаях, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах; так, северные, восточные и южные группы немцев и особенно китайцев просто не понимают друг друга

Сложность использования языкового признака для этнической идентификации заключается еще и в том, что в мире есть много народов, говорящих на одном и том же языке. Так, на английском, испанском, французском и португальском языках говорит большое число народов. По данным переписи 1989 года 18 миллионов советских граждан называли родным язык другого народа, преимущественно русского.

И все же, по мнению большинства специалистов, язык занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику – иной алфавит или правописание, иную фонетику, лексику, специфические обороты и фразеологические сочетания. Так, явное, специально культивируемое своеобразие характерно для аргентинского – испанского и бразильского – портульского.

Существенным представляется наблюдение З.В.Сикевич о том, что в реальности даже идеальное произношение и большой запас слов еще не означают овладение «другим», символическим языком, так как для этого надо самому стать хотя бы чуть-чуть другим (Сикевич З.В., 1999, с.105).

Неоднозначность языкового самосознания демонстрируют и результаты этносоциологического исследования «Этнокультурные процессы в молодежной среде Республики Татарстан» (1999-2000 гг.). На вопрос «Что Вас сближает с людьми своей национальности?» большинство отвечает «язык» (72%). Однако при этом 55 % татар в городе и 22 % на селе признают, что разговаривают с людьми своей национальности на русском, или в основном на русском языке. Таким образом, приходится говорить о низком языковом самосознании татар. Две трети молодых горожан-татар считают родным языком – татарский. На селе таких 85 %. Также около 10 % горожан-татар назвали родным языком – русский. Доля таких ответов на селе всего 2 %. Однако, есть заметная тенденция маргинализации татар, выражающихся в двойной языковой идентичности молодых людей. Так, 23 % горожан-татар считают, что у них два родных языка – русский и татарский. На селе доля таких респондентов составила около 13%.


Какой язык Вы считаете

родным?

Национальность

русские

татары

город

татарский

0,3

67,0




русский

93,3

9,7




оба языка

6,2

23,1

село

татарский

1,7

85,1




русский

96,6

2,2




оба языка

1,7

12,7


Противоречие наблюдается и при сравнении соотношения родного языка с языками домашнего общения. Данные, приведенные в таблице, наглядно показывают, что происходит демонстрация желаемого языкового поведения (с декларацией родного языка), тогда как реальное использование этнического языка существенно ниже.


Языки

домашнего общения

Национальность

русские

татары

город

на татарском

-

24,1




на русском и татарском

1,9

41,4




на русском

98,1

34,5

село

на татарском

-

70,7




на русском и татарском

1,7

20,3




на русском

98,3

9,0

6-poryadok-provedeniya-aukciona-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
6-poryadok-sdachi-i-priyomki-rabot-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta.html
6-poslednie-chetire-dnya-provedennie-s-shri-baboj-predislovie.html
6-postroenie-minimalnogo-avtomata-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-teoriya-yazikov-programmirovaniya.html
6-pozhalujsta-francuzskij-yazik-nachalo.html
6-prakticheskie-aspekti-tehnicheskogo-regulirovaniya-v-kinematografii-i-televidenii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-instrukciya-po-ustanovke-cifrovoj-sputnikovij-priemnik-s-podderzhkoj-signala-visokoj-chetkosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-6-normativnie-postanovleniya-po-nalogovomu-zakonodatelstvu-normativnie-postanovleniya-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ot-31-avgusta-2007-g-n-225.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofskie-vzglyadi-sn-bulgakova.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-kultur-drevnosti-i-srednevekovya-programma-mir-v-zerkale-kulturi-rekomenduetsya-dlya-ispolzovaniya-v-8-11-klassah.html
  • klass.bystrickaya.ru/alfa-spider-uchebnoe-posobie-mozhet-bit-ispolzovano-dlya-podgotovki-aspirantov-l-f-gerasimova-2002.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-molchanov-rukovoditel-kafedri-anesteziologii-i-reanimatologii-rossijskoj-akademii-medicinskogo-poslediplomnogo-obrazovaniya-minzdravsocrazvitiya-rossii-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-proekta-12-finansirovanie-proekta-a-trebuemie-investicii-b-plan-proizvodstva-i-raschet-v-otpuske-produkcii-v-sistema-kontrolya-kachestva.html
  • college.bystrickaya.ru/26-urovni-prinyatiya-upravlencheskih-reshenij-menedzhment-organizacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drs-1-tairibi-azastandai-lketanudi-masati-men-mndet.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstvza-2010-g-107143-rossiya-g-moskva-ulica-permskaya-vladenie-informaciya-soderzhashayasya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-titulnij-list.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu-po-specialnosti-24-00-03.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamozhennoe-pravo-rossijskoj-federacii-chast-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shkala-socialnoj-distancii-metodicheskie-rekomendacii-sostavitel-nachalnik-socialno-psihologicheskogo-otdela.html
  • tasks.bystrickaya.ru/26upravlenie-finansovimi-riskami-otchet-o-finansovom-polozhenii-otchet-o-sovokupnom-ubitke.html
  • report.bystrickaya.ru/ix-buddistkaya-joga-tibetskaya-joga-i-tajnie-doktrini.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2--lesohozyajstvennij-reglament-barun-hemchikskogo-lesnichestva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-yazikov-programmirovaniya-i-metodi-translyacii-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sandemu-m-s18-zhenshina-s-berega-roman-per-s-norvezhsk-borisa-zlobina-stranica-13.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-27-takaya-raznaya-svoboda-verstakov-ot-pravdi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhan-zhak-russo-ob-obshestvennom-dogovore.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vichislit-povtornie-integrali.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-finansam-denezhnomu-obrasheniyu-i-kreditu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-defektologicheskih-fakultetov-visshih-pedagogicheskih-uchebnih-zavedenij-2-e-izdanie-ispravlennoe-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/assortimentnaya-politika-kak-napravlenie-marketingovoj-deyatelnosti-turistskoj-firmi-chast-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/proyavlenie-nalichiya-virusa-v-rabote-na-pevm.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-sveta-na-direktorite-na-proprtis-kepital-investmnts-adsic-za-dejnostta-na-druzhestvoto-prez-2008-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-finansovij-otchet-finansovij-otchet-14-prilozhenie-5-16-kodi-zhenskih-i-muzhskih-imen-16-prilozhenie-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovaya-programma-vipuska-detalej-sht-200000-kolichestvo-smen-raboti-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/lavrenkov-igor-nikolaevich-g-kemerovo-izdatelskij-dom-delovoj-kuzbass-pegaz-2005-pochetnij-diplom-za-seriyu-analiticheskih-i-problemnih-materialov-v-presse.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskim-vesom-makrosostoyaniya-termodinamicheskie-ravnovesnie-i-neravnovesnie-sostoyaniya-i-termodinamicheskie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovaya-tablica-rezultatov-uchastnikov-regionalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-francuzskomu-yaziku-2011-goda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskoe-zadanie-porazmishlyajte-nad-voprosom-nuzhna-li-cheloveku-skazka-mozhno-li-obojtis-bez-neyo-ii-ochnij-tur-viktorini-po-russkoj-literature-dlya-uchashihsya-7-8-klassov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.