.RU

6. Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира - «Материя»


6. Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира.

а) По сравнению с мифологией, объяснявшей внешний мир посредством антропоморфизации, своеобразного наложения мира человека и человеческих отношений на мир эмпирически данных явлений и процессов природы, новый способ духовного освоения объективной реальности представлял собой значительный шаг вперёд. Если в мифологии, основывавшейся на фантазии и воображении, определяющей тенденцией в объяснении вещей являлось олицетворение природных явлений в виде богов, духов, демонов, сведение естественного к сверхъестественному, то с зарождением философии в познании внешнего мира утвердилось стремление объяснять природу вещей, исходя из рационального понимания самого естества последних. В этом отношении прав Гегель, который писал: «Философия есть развитие мысли в целостность по ту сторону чувственного и фантазии».

Ценность идеи апейрона Анаксимандра, выдвинутой им в целях осмысления сущности бытия, заключается прежде всего в том методологическом уроке, согласно которому понимание сущности бытия посредством образования формально общего понятия не приводит к теоретическому решению проблемы материи. Для этого нужен принципиально иной путь.

На место отрицаемого у первоначала качества атомисты ставят противоположную качеству определенность – количество, взятое в форме величины. Первоначало как вещь у них стало представляться посредством характеристик пространственно-количественной определенности. В этом заключается огромная эвристическая сила атомистической концепции, которая в античности нашла своё выражение, в частности в развитии математики. Так, математические понятия точки, линии, плоскости своими логическими корнями уходили в атомистическое учение. В Новое время атомизм стал отправной теоретической концепцией, в рамках которой развернулось опытно-экспериментальное научное исследование, связанное с раскрытием закономерностей механического движения естественных наук – механики, астрономии и др. в этой связи Гегель писал: «Атомистическая система, возрожденная в новое время, была руководящим началом разумного исследования природы» [Гегель. Сочинения, т. XI, c. 262]. Противопоставление качеству количества, содержавшееся в атомизме, было первой предпосылкой действительно научного познания того и другого.

Оценивая действительные заслуги философов-материалистов Нового времени, следует прежде всего отметить, что большим достижением в определении материи Гольбаха является то, что оно дается на основе выделения субъекта и объекта познания и фиксации их отношения. Представления материалистов Нового времени о материи сыграли огромную методологическую и мировоззренческую роль в прогрессе естественных наук, позволили дать более или менее удовлетворительный ответ на вопрос о том, в чем заключается единство мира.

б) Античное мышление было как бы загипнотизировано наличной данностью качеств вещей и поэтому не шло дальше простой абсолютизации самого по себе качества, которому придавалось особое значение и которому приписывалась сила порождения себе подобного. Философы в своих рассуждениях, образно говоря, были прикованы невидимыми цепями логики движения научной мысли к фиксированным и устойчивым внешним характеристикам вещей. «В самом деле, как будет существовать порядок, – спрашивал Аристотель, – если нет чего-нибудь­­ вечного, отдельно существующего и пребывающего» [22, с. 183].

Основная коллизия всех рассуждений древних мыслителей с позиции выдвинутых ими первоначал заключалась в том, что для них эти первоначала, с одной стороны, выступали как конкретно взятое бытие отдельных вещей, с другой – как сущность, не зависящая ни от чего, не обладающая определённостью, признанная по самому своему внутреннему смыслу снять собой это конкретное и многообразное бытие. Первоначала, взятые как единичные вещи, не могли не являться неким предметным существованием. Однако рассматриваемые как сущности, имеющие статус первопричин, они не могли обладать таким предметным существованием.

Признание бескачественности атомов явилось самой большой трудностью для атомистической гипотезы в объяснении того, как нечто качественное (цвет, растение) получается из бескачественного. Столкнувшись с этой проблемой, Демокрит ищет ее решения в разделении бытия на то, что существует во мнении (холодное, горькое, цвет), и то, что существует в действительности (атомы, пустота). Но этим он ещё более закрепил противопоставление качественного и бескачественного, ибо и то и другое приняло у него статус самостоятельных сущностей.

Согласно Демокриту, все сложные тела образуются путём бесконечно многообразных соединений атомов, т.е. посредством их пространственно-геометрической комбинации, изменения их внешней соотнесенности, что само по себе не могло привести к образованию качеств чувственно данного бытия. С позиции атомизма объяснении вещей реального мира сводилось к процедуре механического сочетания суммирования атомов, в основе которой лежала уже ранее мысленно проделанная процедура механического анализа, разделения целого на бескачественные и далее неделимые части. В результате такого анализа целое утрачивалось в такой мере, что его реконструирование из полученных частей становилось невозможным.

Использование понятия вещи в процессе осмысления сущности бытия сыграло тем не менее огромную роль в становлении философского мышления. Вместе с тем эта форма понимания сущности мира с самого начала обнаружила свою ограниченность в развитии философии.

Высказываясь о первоначале как о вещи, античные мыслители сразу же становились перед неразрешимой трудностью выведения из этого первоначала всего многообразия бытия. Именно поэтому идея о первоначале, не находя должного применения, была абстракцией, почти ничего не объяснявшей. Аристотель в качестве одного из выводов своего анализа концепций предшествовавших ему философов высказывает мысль о том, что «они явным образом совсем почти не пользуются своими началами или в (очень) малой мере» [22, с. 25].

В определении материи Гольбаха не характеризуется природа объективного аналога понятия материи. Сказать, что материя «есть все то, что…», – это значит высказаться о ней достаточно неопределенно. Кроме того, материя в дефиниции Гольбаха противопоставляется не сознанию, а человеку с его органами чувств. А используемый в этом определении термин «материя вообще» вполне можно истолковать как обозначение первовещества.

Разрыв и метафизическое противопоставление вещи и свойства – один из типичных недостатков в решении проблемы их соотношения, который в процессе осмысления предметного содержания понятия материи не сумели преодолеть и материалисты XVII-XVIII вв. [5]

^ 7. Материя как субстанция: субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира.

Рассматривая представления о материи материалистов Нового времени, следует отдельно сказать об одной важной особенности понимания субстанции Спинозой. В целом его концепция о субстанции как природе не вышла за пределы метафизического, механистического материализма. Вместе с тем спинозовское понимание субстанции по способу осмысления сущности последней принципиально отличается от представлений о материи других домарксовских материалистов.

Это отличие заключается в том, что в своем исходном определении субстанции Спиноза, по существу, осмысливает последнюю не в аспекте вещи и свойства, а как определенное отношение (связь). Под субстанцией он разумеет «то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться» [23, с.1]. Субстанцию Спинозы невозможно наглядно представить. В рамках приведенного определения она есть абстракция, выражающая в самом общем виде не что иное, как причинно-следственную связь. Спинозовская субстанция есть то, что в себе самом содержит собственную причину и для себя самого является следствием. В этом и заключена ее сущностная определенность.

В философии Спинозы впервые была предпринята весьма плодотворная попытка теоретического понимания материи как субстанции. Его определение субстанции можно рассматривать в качестве философского положения, по своему характеру и научному статусу (но не по содержимому) родственного диалектико-материалистическому пониманию материи. [5]

Категория материи, понимаемая как субстанция, не тождественна по содержанию тому понятию материи, которое используется в гносеологическом плане при решении основного вопроса философии. Если в рамках гносеологии материя выступает в качестве первичного потому, что она не есть сознание, то материя, рассматриваемая как субстанция, включает в себя и сознание в форме одного из своих определений. Не случайно Маркс писал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [6, с. 21].

В этой мысли Маркса примечательно то, что идеальное относительно материального есть не что-то другое, а именно материальное, но взятое в особой форме. Однако эта специфическая форма и составляет особую природу идеального, так что противопоставление материи и сознания и в рамках содержания категории «субстанция» остаётся, но уже в снятом виде. Иначе говоря, при субстанциальном подходе акцент делается на моменте единства материального и идеального, в целом – на материальном единстве существующего мира.

В этом как раз и заключается принципиальное различие категории материи, фигурирующей в решении основного вопроса философии, и категории материи, взятой в качестве субстанции. Понятие субстанции является конкретизацией онтологического аспекта категории «материя», фиксирующего её внутреннюю связь с движением. Там же, где движение становится отправным пунктом философского анализа, выделенные мыслью противоположности материи и сознания не могут больше рассматриваться в качестве застывших и не имеющих связи полярностей. Категория субстанции по самой своей сути есть категория диалектики, но такая, через которую осуществляется теоретический синтез диалектики и материализма.

Выражая собой в области философской теории переход сущности в существование, категория субстанции может быть адекватно своему содержанию проанализирована посредством целого ряда абстракций, среди которых особое место занимают понятия общего и единичного и бытия и небытия, о чем свидетельствует и философская традиция.

Посредством категории «субстанция» философская мысль схватывает и удерживает всеобщее в единстве его сущности и существования. Именно поэтому материя, начиная со Спинозы, в философии рассматривается в качестве причины самой себя, т. е. того, сущность чего заключает в себе собственное существование. Субстанция – это то, что не только обладает существованием, но и содержит в самом себе все необходимые основания для этого. Иначе говоря, это то, что для себя самого является и сущностью, и существованием одновременно. «Причина самого себя, – писал Гегель, – есть такая причина, которая, действуя и определяя некое другое, порождает лишь само себя» [Гегель. Сочинения, т. XI, 280].

^ Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, т. е. ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку все конкретно взятое бытие, бесконечное в своих многообразных формах, не имеет в самом себе оснований для собственного существования, постольку оно выступает преходящим состоянием субстанции, тем, что порождается последней и поэтому по своей природе является модусом субстанции. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех налично данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

Рассматривая материю как субстанцию, мы тем самым осмысливаем её не только как сущность, но и как существование, не только как объект, но и как «субъект всех своих изменений» [7, с. 143]. Поэтому в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстаёт в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие материи.

Поскольку субстанция для самой себя выступает и как сущность, и как существование, то её самореализация происходит в двух типах определения – в атрибутах и модусах. Первые представляют собой определения её как сущности, которые поэтому обладают характером всеобщности и необходимости. Вторые представляют собой определения её как существования, связанного с единичным и случайным проявлением её всеобщей сущности.

Объективная логика развёртывания атрибутов субстанции в процессе её самореализации должна быть положена в основу построения целостной системы категорий философии. При этом надо учитывать, что на уровне философской теории эта логика непосредственно отражается в содержании и строе соответствующих философских принципов. Поэтому для того, чтобы иметь необходимую ясность по вопросу о структурных связях философских категорий, надо прежде всего разобраться в исходных принципах философии и их соотношении.

Категория субстанции по сравнению с категорией «материя» - это конкретное понятие, так как его содержание сформировано посредством синтеза ряда определений, а именно абстракций материи и движения. На уровне категории «субстанция» материя раскрывается в аспекте тождества различенного, как единство многообразного. Поэтому в логике концептуального развертывания теории философского материализма категория субстанции появляется после того, как происходит фиксация и раскрытие содержания категорий «материя» и «движение» [5].

Чтобы быть субстанцией, материя должна обладать следующими особенностями: материя должна вести «независимое» существование, быть «причиной самой себя»; материя должна объяснить существование мира – вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире (возникновение, исчезновение, трансформация в процессе взаимодействия); материя обязана решить вопрос о единстве существующего, о возможности познания этого существующего; должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть «родственна ему». [1]

^ 8. Атрибуты и свойства материальной субстанции (модусы и акциденции), общая характеристика и определение каждого.

Материальная субстанция появляется перед нами двумя способами, а именно как протяжение и как мышление. Это два из бесконечно многих способов, которыми она обнаруживает себя и раскрывается перед нами. Спиноза говорит о двух атрибутах: мышлении и протяжении. Они являются одинаково значимыми формами раскрытия одной и той же фундаментальной субстанции.

Отдельные протяженные вещи являются модусами атрибута протяжение, а отдельные мысли – модусами атрибута мышление.

Мы находимся в непосредственном контакте с различными модусами этих двух атрибутов субстанции, но не обладаем прямым доступом к ней. Отдельные феномены, включая отдельных индивидов, являются ничем иным, как более или менее сложными модусами этих двух атрибутов субстанции. В конечном счёте всё связано, так сказать, через субстанцию. Все имеет относительное или ограниченное по отношению к субстанции существование. Протяжение и мышление не являются двумя независимыми основными элементами, а представляют собой два аспекта одной и той же субстанции. [9]

Материя характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого ве­щества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образова­ний) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными об­разованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимо­сти их свойств от характера протекающих в них ма­териальных процессов. Субстанциональная концеп­ция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и вре­мени И. Ньютона соответствовала определенной фи­зической картине мира, а именно его взглядам на ма­терию как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкос­новении. Пространство, по Ньютону, неизменно, не­подвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материаль­ных тел, ни от их движения. Можно убрать из про­странства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминаю­щее перевернутый вверх дном огромный ящик, в ко­торый помещена материя. Такие же взгляды у Нью­тона и на время. Он считал, что время течет одина­ково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно опреде­ляет порядок следования и длительность существо­вания материальных систем.

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в опреде­ленном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени назы­вают релятивистской. Согласно этой концепции про­странство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействую­щими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характе­ра взаимодействия материальных систем. Релятиви­стская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теорети­ческие положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специ­альная теория относительности обосновали зависи­мость пространства и времени, их свойство от харак­тера движения материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеа­листическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равно­правность всех возможных направлений), трехмер­ность; и специфические свойства времени: длитель­ность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Объективная непрерывность пространства и вре­мени и их прерывность обусловливают движение ма­терии, которое является основным способом ее су­ществования. Движение материи – абсолютно, ее покой – относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространствен­ных характеристик вещей и процессов (их местопо­ложение и объем) понятием "перемещение", а из­менчивость их качественной определенности как ре­зультат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу.

Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

Именно такой смысл вкладывают в термин "дви­жение", когда говорят, что матерая не может суще­ствовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движе­ния.

В неразрывном единстве материи и движения ма­терия исходна, а движение – производно. Оно как бы подчинено материи.

Противоположную материализму позицию зани­мает энергетизм, выдвинутой немецким ученым В. Оставальдом. В своей теории В. Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как изве­стно, энергия – это физическая мера движения. В. Оставальд же объявляет энергией все, что сущест­вует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – все это энергия, а следовательно мате­рия и сознание являются производными от энер­гии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна Е =mс2 (здесь Е – энергия, m – масса, с – скорость света в вакууме). Однако эти по­пытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.

С физической точки зрения эта формула отра­жает пропорциональность взаимосвязи массы веще­ства и энергии ее межатомных связей, и коэффициентом этой пропорциональности является квадрат скорости света в вакууме.

С философской же точки зрения она лишь под­тверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объек­тивно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т. п.). И, нако­нец, эта формула, подтверждает принципиальное по­ложение материалистической философии о возмож­ности превращения всего во всё, в том числе и вещества в поле.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объек­тивность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда сле­дует положение и о бесконечности взаимопревраще­ний материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объ­ектов во всех своих моментах в отношениях опреде­ляется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный фило­софский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, на­пример, что И. Ньютон допускал возможность боже­ственного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-мате­риалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом чело­вечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) – в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд – в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений – в общественном развитии и т. п.

В-четвертых, движению свойственна абсолют­ность. Признавая всеобщий характер движения, фи­лософский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последователь­ный философский материализм подчеркивает отно­сительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа дви­жения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движе­ние в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст челове­ка, (допустим 18 лет) – это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравне­нию, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Многообразные конкретные проявления движе­ния могут быть соотнесены с определенными мате­риальными носителями. Это дает возможность по­строения разных классификаций форм движения ма­терии. Форма движения материи связана с опреде­ленным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенные законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

  1. Механическое движение, связанное с переме­щением тел в пространстве.

  2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

  3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

  4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

  5. Социальное движение (все изменения в обще­стве).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому со­временная классификация форм движения материи включает:

Очевидно, что развитие науки и дальше будет по­стоянно вносить свои коррективы и в эту классифи­кацию форм движения материи. Однако, представля­ется, что в обозримом будущем она будет осуществ­ляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего не утратит своего значения прин­цип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к слож­ному, от низшего к высшему, от простейших процес­сов механического перемещения до процессов, про­исходящих в человеческом обществе.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным матери­альным носителем или точнее, с набором опреде­ленных материальных носителей.

Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движе­ния материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе зна­ния содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

С принципом генетической обусловленности тес­но связан принцип несводимости высших форм дви­жения к низшим и неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения ма­терии на низшие. Это принцип качественной специ­фики всякой формы движения. В высшей форме дви­жения низшие его формы представлены не в "чи­стом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движения руки человека – это результат сложения сложных процессов и собственно механи­ческого, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механиче­ский аналог руки человека абсурдна.

Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем гос­подствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвест­ны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах дви­жения материи элементов его высших форм. Мысля­щий булыжник – это нонсенс. Однако, это – край­ний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезья­нам "человеческие" условия, рассчитывая через сот­ню - другую лет обнаружить в их потомстве антро­поида (первобытного человека).

Наконец, нельзя включить и еще один очень важ­ный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи – принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позво­ляет связать проблему классификации форм движе­ния с проблемой классификации наук.

Принципы классификации форм движения мате­рии позволяют отнестись к редукционному механи­цизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к законо­мерностям: низших форм социальных к биологиче­ским, биологических к физико-химическим и т.п.

Принципы классификаций форм движения мате­рии позволяют критически отнестись и к

a-vozmozhnie-dejstviya-centralnih-vlastej1-kniga-izdana-i-rasprostranena-institutom-municipalnogo-upravleniya.html
a-vvarlamova-l-d-petrova-redakcionnaya-kollegiya.html
a-ya-ancupov-i-dr-red-a-a-derkach-rags-pri-prezidente-rf-m-rags-2010-229-s.html
a-ya-govoryu-polyubit-ona-tebya-kak-milaya-nikuda-ne-denetsya.html
a-ya-kapustin-dekan-yuridicheskogo-fakulteta-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
a-yasaui-universitetn-habarshisi-2-3-2010.html
  • literature.bystrickaya.ru/dekan-avtf.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-priem-obmen-starogo-na-novij-s-doplatoj-metodicheskoe-obespechenie-seminarov-imshineckoj-i-www-adros-lv.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8735-racionalnoe-ispolzovanie-i-vosproizvodstvo-prirodnih-resursov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-3-kursa-pediatricheskogo-fakulteta-na-5-semestr-20112012-uchebnogo-goda-1-chast-.html
  • school.bystrickaya.ru/58ventilyaciya-teplosnabzhenie-otoplenie-szhatij-vozduh-predislovie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-osostoyanii-mer-po-profilaktike-pravonarushenij.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-issledovatelskie-programmi-antichnosti-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-kandidatskogo-minimuma.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsemirnij-bank-migraciya-i-denezhnie-perevodi-v-regione-evropi-i-centralnoj-azii-problemi-i-vozmozhnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prohozhdenie-kursov-povisheniya-kvalifikacii-vetspecialistami-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-instrumentovedenie-cikla-sd-f-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-tehniko-ekonomicheskomu-obosnovaniyu-kondicij-dlya-podscheta-zapasov-mestorozhdenij-tverdih-poleznih-iskopaemih-krome-uglej-i-goryuchih-slancev-moskva-2007.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-mirovogo-okeana.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-organizacionno-pedagogicheskie-osnovi-formirovaniya-territorialno-otraslevogo-obrazovatelnogo-kompleksa-vozrozhdenie-2008-2012-gg.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-grazhdanskoj-morskoj-tehniki-stranica-28.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upr-254-perevedite-na-anglijskij-upotreblyaya-glagoli-v-present-past-ili-future-simple-passive.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-g-dubni-kak-naukograda-rossijskoj-federacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-informacionnie-tehnologii-v-analize-investicionnih-proektov-dlya-napravleniya-080700-68-biznes-informatika-podgotovki-magistra-avtor-v-f-presnyakov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/naibolee-rasprostranennie-nedostatki-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-torgovli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennaya-celevaya-programma-razvitie-teatralnogo-dela-v-voronezhskoj-oblasti-2011-2013-gg-voronezh-2010-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-v-statistiku.html
  • college.bystrickaya.ru/3-problema-sinteza-postanovka-problemi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-laboratornim-rabotam-po-discipline-stranica-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-magisterskoj-podgotovki-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/1-drevnyaya-i-srednevekovaya-istoriya-afriki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spas-transovaya-kultura-ukraincev-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sistema-obespecheniya-edinstva-izmerenij-metodiki-vipolneniya-izmerenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-11-vasha-praktika-uchebnik-po-prakticheskim-tehnikam-dlya-sodejstviya-lichnostnim-izmeneniyam-vknige-prostim.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-informatike-i-ikt-tehnologiyam.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-zanyatiya-dat-kratkoe-predstavlenie-o-fiziologii-zubov-dat-kratkoe-predstavlenie-o-samom-rasprostranennom-zabolevanii-zubov-kariese.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-9-obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-issledovanie-sistem-upravleniya-dlya-studentov-4-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-kategorialno-ponyatijnij-apparat-akmeologii-akmeologiya-uchebnoe-posobie-a-derkach-v-zazikin-spb-piter-2003-256-s.html
  • lesson.bystrickaya.ru/statistika-v-kriminologicheskih-issledovaniyah-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podprogramma-stimulirovanie-programm-razvitiya-zhilishnogo-stroitelstva-subektov-rossijskoj-federacii-federalnoj-celevoj-programmi-zhilishe-na-2011-2015-godi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dom-v-balezino-vspihnul-iz-za-zamknuvshego-schetchika-informacionnoe-agentstvo-susanin-19022012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.