.RU

7. Штабные структуры - «управление»



^ 7. Штабные структуры.

Однако не все сложные структуры дают возможность перехода к стратегическому планированию и уп­равлению и обеспечивают детальную разработку масштабных и эффективных решений. Для решения таких за­дач более адекватны штабные структуры. Штабная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решения и руководства, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям. К чисто штабным подразделе­ниям относятся отделы координации и анализа, органы инспек­ции, группы сетевого планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба и др.

Фактически такая структура родственна функциональной структуре управления. Это подтверждается тем, что на практике руководители штабных подразделений получают права функци­онального руководства: планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отдел качества. Но штаб выполняет особую функцию – функцию разработки стратегии.

Штабная структура обладает целым рядом преимуществ:

- с ее помощью осуществляется более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категорий персонала;

- линейные менеджеры освобождаются от необходи­мости глубокого анализа проблем, выходящих за пределы их компетенции;

- становится возможным периодически привлекать для этой работы внешних специалистов более высокого класса - консультантов и экспертов.

Но есть и суще­ственные недостатки: она не обеспечивает необходимой четкости в отношении ответственности, так как подготавливаю­щий решение не участвует в его осуществлении. К тому же штабная структура может приводить к излишней децентрализа­ции на верхних этажах управления.

Все перечисленные выше типы организационных структур входят в разряд экстенсивных организационных структур и страдают недостаточной гибкостью. Каждая из них предполага­ет четко установленные связи подчиненности и прохождения информации, причем действуют в организациях с относительно стабильными условиями деятельности и эволюционным путем развития.

Однако сегодня на экономической сцене доминируют компа­нии нового типа быстро растущих инновационных отраслях (робототехника, биотехнология и аэрокосми­ческая). В этих отраслях разрабатывается од­новременно большое число проектов, конкуренция с аналогичны­ми проектами весьма жестокая, а жизненный цикл идеи весьма непродолжителен. В таких организациях на первый план выдвига­ются разработка новой продукции, творческий подход, специ­альные проекты, быстрый обмен информацией и методы групповой и командной работы с привлечением специалистов разных служб.

Все это требует создания новых организационных структур интенсивного типа. Такие структуры еще называют адаптивными.


^ 8. Матричные и проектные структуры.

В известной мере недостатки структур экстенсивного типа удалось разрешить на практике с переходом к организациям, построенным с элементами матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

Элементы матричной организации впервые были применены в электронной промышленности и других отраслях с т.н. высокой технологией. В условиях перехода от национальной к острой международной конкуренции возникла необходимость создания такой орг. структуры, которая позволяла бы проводить быстрые технологические изменения на основе максимально эффективного использования высококвалифицированной рабочей силы.

Активное использование различных полуавтономных групп является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать полученные ресурсы и распределять полученную продукцию, определять все, что относится к организации труда, качеству продукции и т.д. Наличие таких групп позволяет упростить иерархию в и сделать структуру более динамичной.

1)^ Проектные организационные структуры �� это временные структуры, создаваемые для решения конкретной задачи. Смысл их состоит в том, чтобы в одну команду собрать самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Назначается руководитель проекта, который концентрируется исключительно на нем. Когда проект завершен, команда распускается. Под проектом понимается любой процесс целенаправленных изменений, например, модернизация производства, освоение новых изделий, строительство объектов.

2)^ Матричная организационная структур�� является вариантом проектной и образуется путем наложения проектной на постоянную для организации функциональную структуру. В матричной организации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть сделана та или иная работа.

Т.о., матричная структура всегда является комбинацией двух организационных альтернатив, обычно — функциональной и продуктовой (проектной). Поэтому появляются две формальные схемы структур в матричной организации. Основной задачей руководства в этих условиях становится поддержание баланса между этими структурами.

Ее основные преимущества:

- лучшая ориентация на проектные цели и спрос;

- совмещение преимуществ функциональной структуры и проб­лемной ориентации управления;

- возможность создания оперативных групп специалистов-экспертов, сокращение времени реакции на нужды клиентов;

- гибкое использование кадров профессионалов;

- возможность применения современных методов планирова­ния и управления;

- сокращение затрат, увеличение эффекта работы.

Недостатки матричной структуры:

- отсутствие постоянных связей, устойчивости групп, навыков коллективной работы;

- трудность установления и кратковременность ответствен­ности;

- ослабление управляемости, постоянная возможность нарушения принятых правил и стандартов;

- необходимость постоянного контроля;

- учащение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов, каждый из кото­рых стремится «перетащить на себя одеяло» (финансы, ресурсы времени, кадры).

В целом организационные структуры современных рыночно-ориентированных фирм основываются на следующих принципах:

1) баланс ответственности и прав;

2) единство, четкость постановки, доступность и понятность фи­нансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре;

3) простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

4) эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь;

5) координация ответственности на высшем уровне управления компанией;

6) гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с ди­намикой рынка и стратегией фирмы.


^ 9. Организационные структуры и формы в органах власти.

Сложность формирования организационных структур по всей верти­кали власти состоит в том, что механизм реализации функций и принципов управления должен быть адекватен механизму рыночных реформ. Для этого необходима административная реформа, которая сопровождается изменением системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциа­ции их правового статуса.

Т.о., концепция перестройки организационной структуры гос. учреждений базируется на необходимости отказа от старых стереотипов управления и морально устаревших форм взаимодействия с субъектами хозяйствования и необходимости широкого вовле­чения новых эле­ментов, ориентированных на критерии рыночной экономики и демократические методы управления.

По мере рыночных преобразований все более усложняются отношения между органами всей вертикали исполнительной власти: президентского аппарата, аппарата правительства, ад­министрации субъектов Федерации и органов самоуправле­ния. В этом направлении в последние годы в России было осуществлено серьезное преобразование: выделено три вида феде­ральных органов исполнительной власти: министерство, федеральная служба (управление) и федеральный надзор.

Специфика российской действительности такова, что рефор­ма проводится одновременно на трех направлениях и уровнях. Первое - это развитие и укрепление федеральных, державных институтов и органов управления. Второе – расширение самостоятельности субъектов Федерации в выработке и реализации региональной социально-экономической политики, повыше­ние их ответственности за ее результаты. В-третьих, становле­ние и развитие самостоятельности системы местного самоуп­равления и других форм негосударственного управления.

Конечно, оптимизация взаимоотношений трех уровней влас­ти - «голубая мечта» структурной реорганизации управления современных отечественных политиков, которая едва ли может быть достигнута в нашем государстве. Реально в настоящее время решающим органом управления является администрация субъекта Федерации, соответствующие организационные структу­ры.

Т.о., в государственных организациях используются организационные структуры механического или экстенсивного типа (преимущественно линейные, функциональные или линейно-функциональные). Это позволяет им сохранять устойчивость и стабильность, хотя и способствуют определенной закостенелости, бюрократизации, консерватизма и пр.


Лекция 8. Функция планирования и виды планов.


  1. Понятие и задачи планирования.

  2. Сущность планов.

  3. Основные этапы и модель процесса планирования.

  4. Формы планирования.

  5. Виды планов.

  6. Принципы, логика и методы планирования.

  7. Бизнес-планирование.

Никакое дело нельзя хорошо сделать,

если неизвестно, чего хотят достигнуть.

А.С. Макаренко

^ 1. Понятие и задачи планирования.

С функциями планирования мы уже ознакомились.

Напомню: Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

Классический подход теории управления предусматривает выделение общих или универсальных функций управления. Он отражает содержание про­цесса управления в любой организации и не зависит от специ­фики объекта управления. В рамках этого подхода функции могут быть классифицированы следующим образом: планирова­ние, организация, мотивация, контроль, принятие управленческих решений и коммуникация.

Теперь мы ознакомимся с ними более подробно. Итак, планирование.

Планирование как функция управления не случайно стоит первой. Она обеспечивает основу для всех других функций управления.

Планирование – это определенная организация труда, целенаправленный процесс определения целей на основе поиска материальных средств и финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач в рамках заданного периода времени.

Планирование как отдельная функция в управление стало использоваться только в ХХ веке. Эволюция планирования в ХХ веке:

  1. 1945 – 1975гг. – «золотой век планирования». Считалось, что весь мир вероятностен и предсказуем. Планы создавались довольно легко и на длительные периоды.

  2. 1975 – 1980гг. – оперативное планирование сократилось с 5 до 2 -3 лет, а долгосрочное оперативное планирование превратилось в стратегическое, т.е. планы стали составляться более гибкими, стал вводится анализ социальных, политических, технологических и др. факторов внешней среды. Факторы внутренней среды также стали более гибкими и подвижными.

  3. С 1990-х гг. все больше и больше растет неопределенность. Стадия стратегического планирования превратилась в аналитический процесс вместо прежнего формального руководства для неукоснительного выполнения, а стадия оперативного планирования еще сократилась (до 1 -2 лет).

Современные задачи планирования:

1. обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

  1. перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития;

  2. координация деятельности структурных подразделений и работников организации;

  3. создание эффективной базы для контроля;

  4. стимулирование трудовой активности работников;

  5. информационное обеспечение работников организации.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

- Прогнозирование – метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации в окружающей среде.

- Моделирование – разработка моделей различных ситуаций и соответствующей им системы в течении планируемого периода времени.

- Программирование – разработка алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов и выбор средств и методов управления.


^ 2. Сущность планов.

Основная цель планирования – составление рационального плана.

План – это утвержденный порядок будущей деятельности со строго определенными ресурсами и сроками выполнения всех работ и операций, которые не могут произвольно изменяться исполнителями. Он содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать и какие ресурсы нужно выделить на ее решение.

План можно считать эффективным, если его выполнение содействует достижению целей организации.

Это самая первая управленческая функция, т.к. она должна сформулировать цели и задачи организации, а также пути, средства и методы их достижения.

Т.о., по своей сути реализация функции планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку организации к будущему. Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей и наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: ^ Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?

Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в основных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство, персонал и др. При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению. Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения поставленных целей.

При таком подходе реализация функции планирования выходит за рамки определения планов деятельности организации (предприятия, корпорации). Планирование в этом случае рассматривается как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников организации на достижение успеха путем детального представления желаемого результата и определения мероприятий по достижению поставленных целей с учетом использования возможностей организации и внешней среды.

Для обеспечения эффективного управления деятельностью организации функция планирования должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым к планированию:

- Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов.

- Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми сотрудниками организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримыми.

- Непрерывность планирования отражает тот факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого представляет многоэтапный процесс.

Помимо этого, при определении уровня детализации плана и объема работ по планированию необходимо всегда руководствоваться принципами разумности и экономичности планирования, другими словами: затраты на планирование должны находиться в определенном соотношении с получаемым от планирования выигрышем.


^ 3. Основные этапы и модель процесса планирования.

Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:

1) определение целей организации;

2) определение задач деятельности организации (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений).

3) определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения каждой задачи;

4) разработку планов выполнения работ по решению поставленных задач;

5) разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, направленных на достижение желаемого результата (целей);

6) разработку конкретных процедур и правил выполнения планов.

Процесс планирования, включающий указанные выше этапы, может быть представлен в виде следующей модели:

Схема 1. Модель процесса планирования.




Модель отражает содержание функции планирования, включая все элементы этого процесса (реализуемые соответствующими блоками модели) и их взаимосвязи.

^ 4. Формы планирования и виды планов.

В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планируемого периода выделяют следующие формы планирования:

• долгосрочное планирование.

• среднесрочное планирование.

• краткосрочное планирование.

В целом планирование включает: определение конечных и промежуточных целей; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, средств и способов решения конкретных задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

При рассмотрении форм планирования в рамках основ менеджмента ограничимся их краткой характеристикой, отражающей назначение и отличительные особенности каждой из этих форм.

Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения сформулированных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5—10 лет и более, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов без детализации их конкретного распределения по видам работ. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Перспективный план отражает концепцию развития организации на длительный период (10 и более лет). Долгосрочный стратегический план определяет программу стратегических изменений в деятельности организации для достижения возможного успеха его развития в долгосрочном периоде (до 10 лет).

Среднесрочные планы охватывают период в 2—5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов по конкретным направлениям и видам работ. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях и источниках их финансирования (включая инвестиции в основной капитал). Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.

Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей, задач и конкретных мероприятий по их реализации. Горизонт планирования составляет до одного года. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планами.


^ 5. Виды планов.

Реализация среднесрочных и краткосрочных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, по видам деятельности, продуктам и бизнесам на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации. Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.

Таким образом, виды планов можно рассмотреть в сводной классификационной таблице:

Критерий классификации

Вид планирования

Период планирования

    • долгосрочное (более 3)

    • среднесрочное (от 1 до 3)

    • краткосрочное (до 1 года)

Уровень планирования

    • организация в целом

    • подразделение

    • проект

    • отдельный исполнитель

Предмет планирования

- НИОКОР

- производство

- сбыт

- снабжение

- персонал

- финансы и т.д.

Содержание планирования

- продуктово-тематическое

- ресурсное

- календарное

Цель планирования

- стратегическое

- тактическое

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, а также методами выполнения плановых расчетов.

^ Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ и цехов.

^ Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.

^ Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируется исходя из принятой в ней концепции планирования. Наиболее существенными факторами определяющими систему планов являются:

- организационная структура;

- профиль деятельности организации;

- состав производственных процессов;

- уровень кооперации;

- масштабы и постоянство направлений деятельности.


^ 6. Принципы, логика и методы планирования.

Для того, чтобы составить хороший рациональный план, необходимо соблюдать определенные принципы составления и реализации планов:

1) Принцип единства - все планы должны представлять собой единую взаимосвязанную систему. Плановая деятельность любого звена организации связана с плановой деятельностью всей организации.

2) ^ Принцип участия – участие сотрудников, т.е. непосредственных исполнителей плана должно быть обеспечено максимально.

3) Принцип непрерывности – процесс планирования, изменения, доработок и корректировок планов должен быть непрерывным, что связано с высокой нестабильностью внешней и даже в определенной степени внутренней среды.

4) Принцип реальности – все планы должны быть выполнимыми.

5) Принцип гибкости – в случае необходимости должна оставаться возможность изменять направление плана. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения и уточнения в связи с изменениями во внешней или внутренней среде.

6) ^ Принцип точности (конкретности) – точность планов должна быть максимально возможной.

7) Принцип интеграции и дифференциации – т.е. интеграция плановых заданий всех частей организации с учетом специфики их задач и функций.

8) ^ Принцип обеспеченности – все задания должны быть полностью обеспечены ресурсами.

9) Принцип директивности – все задания и условия обязательны для исполнителей. Исполнители не могут по своему усмотрению менять план.

Методология разработки и реализации планов определяют логику планирования. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Определение потребностей общества в объекте планирования.

  2. Оценка состояния внутренней и внешней среды.

  3. Составление дерева целей.

  4. Определение потребностей в ресурсах.

  5. Составление плана действий.

  6. Обеспечение выполнения плановых заданий.

  7. Контроль выполнения и корректировка.

Несмотря на эту общую схему, планировать можно по-разному.

Методы планирования – это конкретные приемы и способы, которые используются для обоснования и увязки плановых мероприятий и показателей. Существует три основных метода планирования:

  1. Балансовый – система балансов или таблиц, отражающих планирование ресурсов и их распределение.

  2. Нормативный – «норма» здесь понимается как максимально допустимая величина расходов ресурсов; норматив – количественная мера связи между показателями (налог на прибыль).

  3. Аналитический – анализ - выявление причин отклонений.


7. Бизнес-планирование.

Специфической формой планов организации, которые можно отнести к катего­рии стратегических, сегодня является бизнес-план.

Бизнес-план — подробный, четко структуриро­ванный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия. Обычно он составляется при ее создании, или в переломные моменты существования. Чаще всего бизнес-план составляют, когда не­обходимо привлечь кредиты и инвестиции. Т.е. это обоснование необходимости вливания в компанию дополни­тельных инвестиций или кредитов - своего рода демонстрация возможностей фирмы и привлече­ние внимания инвесторов. Руководители компании стараются убедить их в эффек­тивности инвестиционного проекта, а также в вы­соком уровне менеджмента предприятия для того, чтобы им захотелось вложить в данное предприя­тие свои деньги. Каждый ин­вестор желает получить максимальную выгоду от своих вложений, пра­вильно оценить возможности отдачи от проекта и степень риска предприятия. Лучший способ — это изучить бизнес-план дан­ного инвестиционного проекта.

Бизнес-план явля­ется визитной карточкой любого проекта. Он дает инвестору ответы на его многочисленные вопро­сы. Такие как: стоит ли вкладывать средства в про­ект? При каких условиях данный проект будет эффективнее работать? Насколько велика степень риска потери капитала или неполу­чение ожидаемой прибыли? и т.д. Что касается кредита, то одним из обяза­тельных условий его получения является пре­доставление банку грамотно составленного бизнес-плана компании.

Для предприятия важнее внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Это проверка управляющего персонала на понимание ими рыночной среды и реального статуса компании на рынке, стратегических целей, характе­ристик слабых и сильных сторон проекта и его ре­альной эффективности при различных условиях. После составления бизнес-плана предприятие начинает работать более эффективно, поскольку адекватно оценивает свои силы на рынке и имеет возможность более точно спрогнозировать рабо­ту своего предприятия в будущем при смене каких-либо условий во внешней среде.

Т.о., цель бизнес-плана состоит в том, чтобы направлять хозяйственную деятель­ность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получить ресурсы; определить ее конкретные рынки; обеспечить эффективное ис­пользование потенциала и ресурсов.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфи­ческими особенностями: Во-первых, для доказательства выгодности того или ино­го проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заин­тересованным лицам преимущества, которые те могут получить, приняв участие в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наи­более полный предназначен для внутреннего пользования, а на основании его уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Например, для банков, страховых компаний и инвесторов это - финансовая устойчивость фирмы; для дист­рибьюторов - качество, новизна, цены продукции; для поставщиков - величина потребности в сы­рье, комплектующих изделиях и т.д.

На Западе считается, что бизнес-план — это инструмент формирования стратегии разви­тия предпринимательства, он разрабатывается чаще всего именно для малых предприятий.

Структура бизнес-плана не канонизирована, но тем не менее в нем должен при­сутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ состав­ляется.

Любой бизнес-план открывается 1. введением, которое помогает сразу же опреде­лить целесообразность дальнейшего знакомства с ним. Здесь раскрывается роль избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденции и пер­спективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении; рассчиты­ваются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений; приводятся гарантии их сохранно­сти. Здесь ука­зывают название организации, ее юридический адрес, форму собственности, руководство. Так, указывают имена и адреса учредителей компании.

Основные разделы бизнес-плана:

^ 2. Цели деятельности, для которых составля­ется бизнес-план. Здесь указывается цель самого проекта, количество денег для данного проекта и раз­работка операционного плана. Возможность при­влечения инвесторов и кредитов также можно отне­сти к данному пункту бизнес-плана.

^ 3. Организационная структура. Возможно, следует внести руководящие должности и имена сотрудников, а также их обязанности и зарплату.

4. Подробное описание самого товара или услуги. Следует указать, существует ли патент или авторское право на данный вид това­ра или услуги.

5. Список рынков сбыта, а также их харак­теристика. Характеристика представляет собой описание отличительных качеств, таких как раз­мер рынков сбыта, охват рынка, уровень прибы­ли и т.д.

6. Список качеств, по которым данная про­дукция или услуга превосходит продукцию конкурентов. Следует перечислить трудные позиции при выходе на рынок данных товаров или услуг.

7. Пробное описание возможной стра­тегии сбыта. Здесь следует выбрать сотруд­ников, которые будут заниматься сбытом, и оп­ределить методы их работы.

8. Подробное описание самой стратегии компании в целом. Стратегия входа на дан­ный рынок, а также стратегия роста самого пред­приятия. Не стоит забывать и о каналах сбыта товаров.

9. Возможные затраты на рекламу во всех ее проявлениях начиная мелкими листовками, заканчивая рекламой по телеканалам.

^ 10. Финансовая стратегия. Данному воп­росу следует уделить особое внимание. Следу­ет зафиксировать возможные источники поступ­ления доходов на реализацию данного проекта и то, как они будут распределяться. Здесь мо­жет помочь представление старых финансовых отчетов или же оценки вашего бизнеса незави­симыми экспертами.

^ 11. Всевозможные приложения. Напри­мер, макет, пробный экземпляр или рисунок будущей продукции. Также это может быть спи­сок партнеров, которые могут дать вашей ком­пании хорошие рекомендации и т.д.


Т.о., функция планирования обеспечивает обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства (или иной предпринимательской деятельности) с учетом источников конкретных ресурсов его обеспечения и спроса рынка. Планирование предусматривает определение желаемого результата (целей) и совокупности мероприятий для достижения этого результата с учетом возможностей предприятия наиболее эффективного использования потребляемых ресурсов каждым подразделением и организацией в целом.

Лекция 9. Функция организации в управлении.


  1. Определение и сущность функции организации.

  2. Организационные структуры и управленческие связи.

  3. Делегирование, ответственность и полномочия.

  4. Линейные и штабные полномочия.

  5. Эффективная организация распределения полномочий.




  1. Определение и сущность функции организации.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворять намеченные планы в жизнь.

Организация деятельности – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общей цели. Т.о., функция организации представляет совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного достижения желаемого результата.

Процесс создания организационных условий (организационной структуры) для реализации целей организации включает следующие стадии работы:

1. Детализацию целей, которые были сформулированы в процессе планирования, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики и сложности планируемого результата деятельности организации. Выполнение этой стадии непосредственно связано и практически выполняется совместно с функцией планирования.

2. Определение всех видов работ, которые необходимо выполнить для решения конкретных задач, направленных на достижение целей организации. Эта деятельность также тесно связана с функцией планирования и направлена на уточнение конкретного содержания запланированных работ и их специализации.

3. Оценку имеющихся трудовых ресурсов, их идентификацию с конкретными видами работ и группирование по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу. Этот процесс направлен на создание конкретных подразделений и организационной схемы их взаимодействия, которая будет способствовать эффективному выполнению планируемых работ по достижению целей организации.

4. Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразделений и организации в целом с учетом принятой организационной схемы и структуры управления для достижения целей.

5. Оформление и утверждение (формализация) организационных схем и структуры, положений по элементам формируемой организационной структуры, должностных инструкций, нормативов и т.д.

Т.о., создание конкретной структуры управления, обеспечивающей скоординированную работу персонала по достижению целей организации, включает два основных организационных процесса:

1) осуществляется разделение и специализация рабочих заданий по функциональному принципу с учетом их сложности и технологической специфики. Такой процесс называют функционализацией.

2) проводится деление организации на подразделения соответственно целям и подлежащим выполнению задачам. При этом формализуются и согласуются взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с нижними уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации конкретных задач для достижения целей организации.

Т.о., основной показатель высокой организации управления – быстрая реакция на изменения факторов внешней среды.


5-zakonchite-napisanie-slov.html
5-zakonodatelnie-iniciativi-subektov-rf.html
5-zapadnichestvo-v-srede-slavyanofilov-a-s-homyakov-ideolog-slavyanofilstva.html
5-zashita-prav-detej-polozhenie-detej-v-respublike-belarus-v-2006-godu-vvedenie.html
5-zayavki-i-protesti-polozhenie-o-druzhinah-yunih-pozharnih-i.html
5-zhivotnij-strah-bernard-verber.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativnie-sudi-v-rf-chast-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-polozhenie-chechni-vo-vtoroj-polovine-h-i-h-nachale-hh-v.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-po-specialnosti-080111-65-marketing.html
  • crib.bystrickaya.ru/istorii-ukraini-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/himiko-analiticheskie-svojstva-ionov-d-elementov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-14-chas-47-min-47-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011g-rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-sportivno-ozdorovitelnoe-napravlenie.html
  • write.bystrickaya.ru/frolov-sergej-aleksandrovich-stranica-9.html
  • lecture.bystrickaya.ru/60-poeziya-epo-voron-12-obshaya-har-ka-zap-realizma-geroj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/individualnaya-rabota-s-uchashimisya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrashenie-koalicii-nepravitelstvennih-organizacij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-kompleksa-meropriyatij-po-uluchsheniyu-uslovij-truda-po-shumovomu-faktoru-na-malih-derevoobrabativayushih-predpriyatiyah.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zonalnost-processov-vivetrivaniya-i-sostav-pochvoobrazuyushih-porod.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uslovnie-oboznacheniya-dlya-graficheskoj-chasti-planalikvidacii-avarij.html
  • books.bystrickaya.ru/dobit-portret-gugo-vinklera-glava-23-invazionizm-i-biblejskaya-arheologiya-1-geograficheskij-podhod-v-arheologii.html
  • report.bystrickaya.ru/gryazeva-darya-magistrant-rgpu-im-gercena-s-peterburg.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-specialnost-050400-62-socialno-ekonomicheskoe-obrazovanie-profil-yurisprudenciya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennih-sredstv.html
  • school.bystrickaya.ru/iii-gigienicheskaya-ocenka-uslovij-truda-materiali-dlya-ispolzovaniya-v-processe-proverok-choo-sotrudnikami-gosudarstvennoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mozhno-li-prervat-igru-rebenka-osnovnie-principi-estestvennogo-uhoda-za-novorozhdennimi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobstvennost-kak-osnovnoe-proizvodstvennoe-otnoshenie-uchebnoe-posobie-dlya-ekonomicheskih-vuzov-i-specialnostej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-celi-i-zadachi-obrazovatelnogo-processa-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/korrektivnij-kurs-po-fonetike-francuzskogo-yazika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-individualnaya-vospitatelnaya-rabota-s-lichnim-sostavom-v-l-kubishko-pod-obshej-redakciej.html
  • writing.bystrickaya.ru/diagnostika-detej-srednego-vozrasta-po-razdelu-programmi-socialnij-mir-ya-sam.html
  • grade.bystrickaya.ru/mnogie-malchiki-i-devochki-mnogo-raz-slishali-o-znakah-zodiaka-vse-konechno-horosho-pomnyat-svoj-den-rozhdeniya-eto-prazdnik-imeni-tebya-ved-odnazhdi-v-etot-den.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/araandi-oblisi-bhar-zhirau-audani-bereznyak-zhalpi-blm-beru-orta-mektebn.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/personal-restoranov-zakusochnih-barov-kafe-dolzhnostnie-i-proizvodstvennie-instrukcii-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3314-struktura-pervoj-glavi-dlya-temi-razrabotka-web-predstavitelstva.html
  • education.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-aspiranturu-pstgu-v-2010-godu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-n-senchenko-kiev-izdatelskij-dom-knyaginya-olga-2004-izdano-pri-sodejstvii-i-finansovoj-podderzhke-predsedatelya-vseukrainskoj-partii-novaya-sila-yuriya-zbitneva-stranica-22.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-yu-petrov-10-iyulya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.