.RU

9. График организации самостоятельной работы студентов - Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. Ф. 07 ) География


^ 9. График организации самостоятельной работы студентов по учебному плану группы ГЭ - 08
Общее количество часов по учебному плану 150 часов
70 час аудиторная работа 80 часов самост. работа
№ недели Раздел и тема лекции 35 час
лекции
35 час
практич.
44 час
изучение

теоретич.

материала
36 час
индивид.

задания


Физическая география – 1 часть(1 семестр)


2,3


4,5


6


7,8,9


10,11


12,13


14,15,16


17



Объект, предмет географии. Система географических наук. Основные этапы развития географии.


Земля как планета. Физические факторы современного состояния географической оболочки.


Этапы и механизмы развития географической оболочки.


Структура географической оболочки. Оболочечное строение Земли.


Факторы пространственной физико-географической дифференциацией. Физико-географические пояса и зоны. Секторность и высотная поясность.


Мировой океан как часть географической оболочки.


Сквозные методы и направления в географии.


Ноосфера. Геоэкологические проблемы. Структура географии.

2


2


2


2


2


2


4


2

2


-


-


6


2


2


6


-

6


-


-


-


6


-


-


8

10


-


-


8


-


4


-


-




Итого:

18

18

20

22



Экономическакя география – 2 часть(2 семестр)


2,3


4,5


6,7


8,9


10,11


12,13,14


15


16

История развития экономико-географических идей в России. Социальная география.

Основные понятия и концепции. Методы исследований. Пространственный анализ.


Формирование политической географии.


Концепция устойчивого развития.


Глобальная демографическая проблема.


Мировая урбанизация: процессы и тенденции.


Глобальная продовольственная проблема.


Экономическая география Мирового океана

2


2


2


2


2


2


2


2

2


4


2


2


2


4


-


1

6


-


-


-


-


-


18


-

-


8


6


-


-


-


-


-

Итого:

17

17

24

14



10. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы

по курсу Физическая география – 1 часть (1семестр) – 42 часа


Раздел 1. Система географических наук.

Тема 1. Физическая география – как наука.
Задание 1.Подготовиться к семинарскому занятию на тему: Научные географические школы Д.Н. Анучина в Московском университете и Русского географического общества (6 часов)
Научная школа Д. Н. Анучина в Московском университе­те. Под научной школой понимается группа ученых во главе с ее лидером, основателем, объединяемых единым теоретическим и методологическим подходами и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами исследова­ний. Важнейшая черта научной школы - преемственность от учите­ля к ученику. Научная школа - это широкое понятие. Школы могут существенно различаться по численности, форме единения (вок­руг профессора в вузе, вокруг научного журнала, академической лаборатории, проблемного семинара), по времени существования, по значимости и масштабу решаемых проблем. Науке известны многие выдающиеся школы, например, академиков П. Л. Капицы в физике или И. П. Павлова в физиологии.

О школе Д. Н. Анучина подробно написано в учебных пособиях Ю. Г. Саушкина "История и методология географической науки" [3] и В. С. Жекулина "Введение в географию" [1].

Примерный план семинара, посвященный школе Д. Н. Ану­чина.

1. Личность Дмитрия Николаевича Анучина (1843-1923). Раз­носторонность научных интересов. Преподавательская деятель­ность. Чтение лекций по общей физической географии России, географии зарубежных стран, истории землеведения, этнографии России, общей этнографии и антропологии.

2. Научные труды Д. Н. Анучина. Первая работа "Антропомор­фные обезьяны и низшие типы человечества" (1874). Фундамен­тальные обобщения в области антропологии "О географическом распределении роста мужского населения России (по данным все­общей воинской повинности за 1874-1883 гг.) сравнительно с рас­пределением роста в других странах" (1889), "Армяне в антропо­логическом и географическом отношении" (1898), "А. С. Пушкин (антропологический эскиз)" (1899), "Японцы (географический ант­ропологический и этнографический очерк)" (1907).

Исследования по лимнологии: "Новейшее изучение озер в Ев­ропе и несколько новых данных об озерах Тверской, Псковской и Смоленской губерний" (1895), "Верхневолжские озера и верховья Западной Двины" (1898). Разработка основ региональной геомор­фологии - "Рельеф поверхности Европейской России в последова­тельном развитии о нем представлений" (1895).

Исследования по истории географии, в частности "О судьбе Ко­лумба, как исторической личности, и о спорных и темных пунктах его биографии" (1894), "О заслугах адмирала С. О. Маркова в об­ласти физической географии моря" (1904), "Александр Гумбольдт как путешественник и географ и в особенности как исследователь Азии" (1915) и др.

Анучин - автор методологических разработок по вопросам класси­фикации географических наук: в 1902 г. обосновал объект географии.

3. Научно-организационная деятельность Д. Н. Анучина. Созда­ние первой географической кафедры в МГУ выпуск географичес­кого журнала "Землеведение".

4. Ученики и последователи Дмитрия Николаевича: А. С. Барков, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Б. Ф. Добрынин, А. А. Крубер, И. С. Щу­кин и др. Л. С. Берг в 1915 г. ввел понятие о географическом ланд­шафте.

Научная школа Русского географического общества. История Русского географического общества и его роль в развитии геогра­фии охарактеризована в литературе достаточно подробно. Традици­онно юбилеи Общества ознаменовывались выходом в свет обобща­ющих изданий. Так, к его столетию президентом акад. Л. С. Бергом была выпущена книга "Всесоюзное Географическое общество за сто лет" (1946). В 1970 г. под редакцией другого президента Общества акад. С. В. Калесника вышла в свет коллективная мо­нография "Географическое Общество за 125 лет" (1970). К отме­чавшемуся в августе 1995 г. стопятидесятилетию была издана кол­лективная монография "Русское Географическое Общество. 150 лет", под редакцией А. Г. Исаченко (М., 1995). Кратко о науч­ной школе Географического общества говориться в учебном посо­бии В. С. Жекулина "Введение в географию".

^ Примерный план семинара.

1. Научный кружок-семинар статистиков и путешественников, организованный в 1843 г. этнографом и статистиком П. И. Кеппе­ным, - предшественник Географического общества. Организа­ционная подготовка и особая роль К. М. Бэра, Ф. П. Литке и Ф. П. Врангеля. 6 (18) августа 1845 г. Николай 1 утвердил пред­ставление об учреждении Русского географического общества (с 1850 г. оно стало именоваться Императорским). Председателем его высочайше был назначен князь Константин. Первое собрание учредителей Общества состоялось 19 сентября (1 октября) 1845 г. Среди них - известнейшие ученые, путешественники, деятели культуры - И. Ф. Крузенштерн, П. И. Кеппен, К. И. Арсеньев, В. Я. Струве, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский и др. Первым факти­ческим руководителем РГО был Ф. П. Литке. В течение 41 года (с 1873 по 1914 п.) обществом руководил выдающийся географ, видный государственный деятель П. П. Семенов-Тян-Шанский.

2. П. П. Семенов-Тян-Шанский и его вклад в развитие гео­графии. Полевые экспедиционные исследования в Средней Азии. Основные труды: "Географо-статистический словарь Российской империи" (1863-1885 гг.), "Живописная Россия", "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (1899-1914 гг.), "Этюды истории нидерландской живописи". Организация П. П. Семеновым­-Тян-Шанским экспедиций Русского географического общества. Ученики и последователи: Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. А. Северцов, Н. Н. Миклухо-Маклай, И. М. Мушкетов, М. В. Пев­цов,
В. И. Роборовский и др.

3. Роль А. И. Воейкова в развитии географии, климатологии, мелиоративной географии. Исследования и путешествия А. И. Во­ейкова в Западной Европе, Америке, Азии, в различных регионах России. А. И. Воейков - автор более 1700 трудов по различным направлениям и разделам географии. "Климаты земного шара, в особенности России" (1884), "Снежный покров, его влияние на по­чву, климат и погоду, и способы исследования" (1889), "Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии" (1908), "Земельные улучшения и их соотношения с климатом и другими естественными условиями" (1910) и др.

4. Обзор региональных экспедиционных исследований, осуще­ствляемых под эгидой Русского географического общества.

5. Выдающиеся деятели Географического общества ХХ в.: Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников и др.

Литература

    1. Баттuмер А. Путь в географию. М.: Прогресс, 1990.

    2. Голубчик Н. М, Eвдокимoв С. П., Maкcuмoв Г. Н. История географии. Уч. пособие для вузов. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

    3. Грегори К. Физическая география. М.: Прогресс, 1988.

    4. Джонстон Р. Дж. География и географы. Очерк развития англо-аме­риканской социальной географии после 1945 года. М.: Прогресс, 1987. 5.Жекулин В. С. Введение в географию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

    5. Максаковскuй В. П. Географическая культура М.: ВЛАДОС. 1998.

    6. Наука и искусство географии: Спектр взглядов ученых СССР и США / Сост. и ред. В. В. Анненков и Дж. Д. Демко. М.: Прогресс, 1989.

    7. Поросенков Ю. В., Поросенкова Н. И. История и методология геогра­фии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

    8. Преображенскuй В. С., Александрова Т.Д., Максимова Л. В. Геогра­фия в меняющемся мире. Век ХХ. М.: ИГРАН, 1997.

    9. Русское Географическое общество. 150 лет. М.: Прогресс, 1995.

    10. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки. М.: Изд-во МГУ, 1976.

    11. Фрадкин Н. Г Географические открытия и научное познание Земли. М.: Наука, 1972.


Задание 2. Географическая номенклатура. Приемы и источники изучения. Принципы и критерии оценивания (10 часов)

По курсу "Физическая география" необходимо знать местопо­ложение более 700 природных объектов. Для определения географического положения объектов целесо­образно использовать географические атласы, на последних стра­ницах которых размещены указатели географических названий. Каждое географическое название сопровождается номером страницы карты и индексом. Индекс выражен буквой и цифрой и опре­деляет клетку, в которой находится объект или начало названия объекта, расположенного в нескольких клетках. Клетки обычно образованы линиями картографической сетки или произвольной сеткой квадратов. Индексы на картах даны вдоль рамок.

Все географические названия, кроме населенных пунктов и го­сударств, имеют пояснение объекта, данное полностью или сокра­щенно, например: р. - река, кан. - канал и т. д. Чтобы найти в ат­ласе интересующий объект, например, Кухруд, и понять, какому природному образованию он соответствует, следует отыскать в указателе это название с обозначением страницы и индекса - Кухруд, хр. 67 А-З. На странице 67 определить клетку А-З и на ней найти хребет Кухруд.

После визуального нахождения объекта необходимо уяснить его принадлежность к какому-либо природному образованию более высокого ранга. Например, понять, составной частью какой горной системы является хребет, или к какому морю или океану относит­ся изучаемый залив. Некоторые природные объекты (оз. Кэри, Большое и Верхнее Карру и др.) не помечены в общих учебных атласах мира, поэтому надо обращаться к более подробным атла­сам, специализированным по отдельным океанам и материкам.

Знание географической номенклатуры определяется путем индивидуального опроса. Оценку "принято" ("зачтено") студент по­лучает в том случае, если в течение З-5 минут определяет пра­вильное местоположение 10-15 объектов. Ошибочные ответы сту­дентов не должны превышать 20%. Для более эффективной сдачи географической номенклатуры рекомендуется коллективная рабо­та с картами разного масштаба.

Знание номенклатуры - обязательное условие для получения положительной оценки на экзамене.

Ниже приводятся названия географических объектов Евразии, Африки, Северной Америки, Южной Америки, Австралии и Антар­ктиды.

ЕВРАЗИЯ

Площадь 54 870 тыс. км2. Крайние точки: мыс Челюскин, Пиай. Рока, Дежнева.

Реки

Амударья, Амур [Аргунь, Сунгари, Уссури. Шилка], Анадырь, Брахмапутра, Висла, Ролга [Ока, Кама, Вятка, Чусовая], Ганг, Гар­рона, Днепр [Десна, Припять], Днестр, Дон [Медведица, Хопер], Дунай [Прут], Евфрат, Енисей [Ангара, Нижняя Тунгуска, Подка­менная Тунгуска], Западная Двина (Даугава), Или, Инд, Индигир­ка, Иравади, Колыма, Кубань, Кура, Лена [Алдан, Вилюй, Витим, Олёкма], Луара, Меконг, Неман, Обь [Иртыш, Ишим, Тобол], Одер, Оленек, Печора, Рейн [Майн], Риони, Рана, Салуин, Северная Дви­на [Вычегда, Сухона, Юг], Селенга, Cенa, Сицзян, Сырдарья, Таз, Тарим, Тежу (Тахо), Темза, Терек, Тибр, Тигр, Урал, Хатанга, Ху­анхэ, Эбро, Эльба, Яна, Янцзы.

Озёра

Алаколь, Аральское море, Байкал, Балатон, Балхаш, Баскунчак, Белое, Ван, Венерн, Веттерн, Дунтинху, Зайсан, Ильмень, Инари, Иссык-Куль, Каспийское море, Кукунор (Цинхай), Ладожское, Лоб­нор, Мертвое море, Мепарен, Нам-Цо (Тэнгри-Нур), Онежское, Поянху, Сайма, Севан, Селигер, Таймыр, Тайху, Тонлесап, Туз, Убсу­нур, Урмия (Резайе), Ханка, Хубсугул, Чаны, Чудское.

Водохранилища

Братское, Бухтарминское, Вилюйское, Волгоградское, Воткин­ское, Горьковское, Зейское, Иркутское, Камское, Капчагайское, Ка­ховское, Куйбышевекое, Красноярское, Кременчугское, Мингеча­урское, Нижнекамское, Новосибирское, Рыбинское, Саратовское, Саяно-Шушенское, Усть-Илимское, Хантайское, Цимлянское, Че­боксарское.

^ Архипелаги и острова

Андаманские, Балеарские, Большие Зондские [Бали, Сулавеси, Суматра, Ява], Вайгач, Великобритания, Врангеля, Гебридские, Зеландия, Земля Франца-Иосифа, Ирландия, Исландия, Калиман­тан, Кипр, Колгуев, Командорские, Корсика, Крит, Курильские, Лак­кадивские, Мальдивские, Малые Зондские [Сумбава, Тимор, Фло­рес], Молуккские [Хальмахера, Серам], Никобарские, Новая Земля, Новосибирские, Сардиния, Сахалин, Северная Земля, Сицилия, Соловецкие, Тайвань. Фарерские, Филиппинские [Лусон, Минданао], Фюн, Хайнань, Шантарские, Шетлендские. Шпицберген. Шри-Лан­ка, Эвбея. Японские [Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Хонсю].

Моря

Адриатическое, Азовское, Андаманское, Аравийское, Балтий­ское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Желтое, Ионическое, Карское, Красное, Лаптевых, Лигурийское, Mpaмopнoe, Норвежское, Охотское, Северное, Сре­диземное, ТирреIlское, Черное, Чукотское, Эгейское, Южно-Китай­ское, Японское.

Проливы

Баб-эль-Мандебский, Большой и Малый Бельт, Берингов, Бос­фор, Вилькицкого, Гибралтарский, Дарданеллы, Дмитрия Лаптева, Карские Ворота, Каттегат, Корейский, Ла-Манш, Лаперуза, Лонга, Маточкин Шар, Мессинский, Малаккский, Отранто, Оргузский, Ла­де-Кале, Сангарский (Цугару), Санникова, Св. Георга, Скагеррак, Тайваньский, Татарский, Тунисский, Югорский Шар.

Заливы

Аденский, Анадырский, Бакбо (Тонкинский), Байдарацкая губа, Бенгальский, Бискайский, Ботнический, Бохус, Бристольский, Ге­нуэзский, Камбейский, Лионский, Ляодунский, Манарский, Обская губа, Оманский, Персидский, Петра Великого, Печорская губа, Рижский, Сиамский, Таранто, Финский, Хатангский, Чешская губа, Шелихова.

^ Глубоководные желоба

Тихий океан: Курило-Камчатский (9717), Северный Ледовитый океан: впадина Литке (5449).

Горные системы

Алданское наг., Алтай [Белуха-4506], Альпы [Монблан -4807], Андалузские, Апеннины, Арденны, Армянское наг. [влк. Большой Арарат - 5165], Большой и Малый Кавказ [Казбек - 5033, Эльб­рус - 5642], Большой и Малый Хинган, Бырранга горы, Верхоянс­кий хр., ВИТИ"lCкое плоск., Вогезы, Восточные и ЗапаДhые Гаты, Восточный и Западный Саян, Гю·шлаи [Джомолунгма (Эверест) ­8848], Гиндукуш, Декан плоск., Джугджур хр., Енисейский кряж. Заалайский хр. [пик Ленина - 7134], Загрос, Иранское наг., Кантаб­рийские, Каракорум [Чогори - 8611], Карпаты. Кембрийские горы. Копетлаг хр., Корякское наг., Крымские, Кузнецкий Алатау, Кунь-лунь, Кухруд хр., Монгольский Алтай, Наньшань, Пай-Хой хр., Памир [пик Коммунизма (Исмаила Сомони) - 7495], Пинл, Пиренеи [Ането (Пико-де-Ането) - 3404], Понтийские горы, Путорана пла­то, Рудные, Родопы, Салаирский хр., Сихотэ-Алинь, Скандинавс­киe, Срединный хр., Становое наг., Становой хр., Стара-Планина, Судеты, Тавр, Татры, Тибет, Тянь-Шань [пик Победы - 7439], Урал, Хамар-Дабан, Хибины, Центральная Кордильера, Циньлин хр., Чер­ского хр. [Победа - 3147), Чукотский Хр., Эльбурс, Яблоновый хр.

^ Равнины, возвышенности, плато, нагорья

Анабарское плато, Большеземельская тундра, Валдайская возв., Великая Китайская равн., Вилюйское плато, Волынская возв., Ди­нарское наг., Енисейский кряж, Ирарское наг., Ишимская степь, Казахский мелкосопочник, Малва плато, Малоземельская тундра, Мангышлак плато, Манселькя возв., Месета (Кастильское плос­ког.), Нормандская возв., Общий Сырт возв., Подольская возв., При азовская возв., Приволжская возв., Приднепровская возв., При­ленское плато, Северные Увалы, Сибирские Увалы, Смоленско­Московская возв., Среднерусская возв., Ставропольская возв., Тиманский кряж, Тургайское плато, Тунгусское плато, Устюрт пла­то, Центральный Французский массив, Чешско-Моравская возв.

Низменности

Анадырская низм., Барабинская степь, Индо-Гангская низм., Карагие впад. [-139], Колымская низм., Кумо-Манычская впад., Куро-Араксинская низм., Месопотамская низм., Нижнедунайская низм., Польская низм., Прикаспийская низм., Причерноморская низм., Северо-Германская низм., Северо-Сибирская низм., Севе­ро-Французская низм., Среднедунайская низм., Туранская низм., Тургайский прогиб, Турфанская впад. [-154], Яно- Индигирская низм.

Пустыни

Алашань, Бетпак-Дала (Голодная степь), Большой и Малый Нефуд, Гоби, Джунгарская Гоби, Каракумы, Кызылкум. Руб-эль­Хали, Сирийская, Такла-Макан, Тар.

Полуострова

Апеннинский, Аравийский, Балканский, Бретань, Гыданский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Канин, Кольский, Корейский, Крымский. Малакка, Малая Азия, Мангышлак, Пиренейский, Скан­динавский, Тазовский, Таймыр, Таманский, Чукотка, Югорский, Ямал. АФРИКА

Площадь 30319 тыс. км2. Крайние точки: мыс Эль-Абьяд, Игольный, Альмади, Рас-Хафун.

Реки

Веби-Шебели (Уаби-Шэбэлле), Вольта, Замбези, Конго [Луа­лаба, Ломами, Убанги], Лимпопо, Нигер, Нил [Белый Нил, Голубой Нил], Окаванго, Оранжевая, Руфиджи, Сенегал, Шари.

Озёра

Бангвеулу, Виктория, Киву, Мверу, Мобуту-Сесе-Секо (бывш. оз. Альберт), Ньяса, Рудольф, Танганьика, Тана, Чад.

Водохранилища - Асуанское, Вольта, Кариба, Кабора-Басса. Архипелаги и острова

Азорские, Амирантские, Биоко (бывш. о. Фернандо-По), Занзи­бар, Зеленого Мыса, Канарские, Коморские, Мадагаскар, Мадей­ра, Маскаренские [Маврикий, Реюньон], Сейшельские, Сокотра.

Проливы - Мозамбикский.

Заливы - Гвинейский, Сидра.

^ Глубоководные желоба - Атлантический океан: Романш (7856). Горные системы

Адамава, Ахаггар наг., Высокий Атлас, Дар фур плато, Драко­новы горы, Капские горы, Кения - 5199, влк. Килиманджаро - 5895, пик Маргерита - 5109, горы Митумба, Сахарский Атлас, Тибести наг., Эфиопское наг. [Рас-Дашэ - 4623].

^ Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности Aссаль впад. [-153], Боделе впад., Большое Кару, Верхнее Кару, Высокий Велд, Каттара впад. [-133].

Пусттыни - Аравийская, Калахари, Ливийская, Намиб, Нубийс­кая, Сахара.

Полуострова - Сомали.

^ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Площадь - 24 247 тыс. км2. Крайние точки: мыс Мерчисон, Марьято, Принца Уэльского, Сент-Чарльз.

Реки

Атабаска, Колорадо, Колумбия, Маккензи, Миссисипи [Аркан­зас, Миссури, Огайо, Теннесси], Нельсон, Рио-Гранде, Св. Лаврен­тия, Черчилл, Юкон.

Озёра

Атабаска, Бол. Медвежье, Бол. Невольничье, Бол. Соленое, Верхнее, Виннипегосис, Виннипег, Гурон, Дубонт, Манитоба, Ми­чиган, Никарагуа, Оленье, Онтарио, Эри.

^ Архипелаги и острова

Архипелаг Александра, Алеутские, Арктический архипелаг [Банкс, Баффинова Земля, Виктория, Принца Уэльского, Сомер­сет], Багамские, Бермудские, Большие Антильские [Гаити, Куба, Пуэрто-Рико, Ямайка], Ванкувер, Гренландия, Кадьяк, Канадский архипелаг [Девон, Элсмир], Королевы Шарлотты, Ньюфаундленд, Саутхемптон.

^ Моря - Баффина, Бофорта, Гренландское, Карибское, Саргас­сово.

Проливы

Гудзонов, Датский, Девисов, Кабота, Флоридский, Шелихова, Юкатанский.

Заливы

Аляска, Амундсена, Бристольский, Гондурасский, Гудзонов, Калифорнийский, Кампече, Коцебу, Мексиканский, Мэн, Нортон, Панамский, Св. Лаврентия, Чесапикский.

^ Горные системы

Алеутский хр., Аляскинский хр. [Мак-Кинли - 6193], Аппалачи, Береговые хребты, Брукс хр., Внутреннее плато, Восточная Сье­ра-Мадре [влк. Орисаба - 5700], Западная Сьера-Мадре, Каскад­ные горы, Макензи горы, Нотр-Дам, Передовой хр., Скалистые горы [Эльберт - 4399], Сьерра-Мадре, Сьерра-Невада [Уитни - 4418], Южная Сьерра-Мадре.

^ Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности Аллеганское плато, Большой Бассейн, Великие равнины, Доли­на Смерти впад. [-85], Камберленд плато, Колорадо плато, Лав­рентийская возв., Миссисипская низм., Москитовый берег, Озарк плато, Эдуардс плато.

Полуострова

Аляска, Бутия, Калифорния, Лабрадор, Мелвилл, Новая Шот­ландия, Флорида, Юкатан.

^ ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Площадь - 17 834 тыс. км2. Крайние точки: мыс Гальинас, Фро­уорд, Париньяс, Кабу-Бранку.

Реки

Амазонка [Мадейра, Мараньон, Пурус, Риу-Негру, Тапажос, Укаяли], Магдалена [Kaука], Ориноко, Парана [Парагвай], Рио-Колорадо, Рио-Негро, Сан-Франсиску, Токантинс, Уругвай, Чубут.

^ Озёра - Маракайбо, Мар-Чикита, лаг. Патус, Поопо, Титикака.

Водохранилища - Рио-Негро.

Архипелаги и острова - Галапагос, Огненная Земля, Тринидад, Фолклендские, Чилоэ.

Проливы - Дрейка, Магелланов.

Заливы - Венесуэльский, Ла-Плата, Сан-Матиас. ^ Глубоководные желоба - Тихий океан: Перуанский (6601),

Чилийский (8069); Атлантический океан: Пуэрто-Рико (8742).

Горные системы

Анды [Аконкагуа - 6960, влк. Льюльяйльяко - 6723, Чимбора­со – 6272], Восточная Кордильера, Гвианское плоск. [Рорайма­2772], Западная Кордильера, Центральная Кордильера.

^ Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности

Амазонская низм., Атакама пуст., Бразильское плоск., Гвианс­кое плоск., Гран-Чако, Кампос, Ла-Монтанья возв., Лаплатекая низм., Оринокская низм., Пампас, Патагония, Сельвас.

АВСТРАЛИЯ

Площадь - 7 687 тыс. км2. Крайние точки: мыс Йорк, Юга-Восточный, Стип-Пойнт, Байрон.

Реки - Дарлинг, Куперс-Крик, Муррей, Флиндерс.

Озёра - Гэрднер, Кэри, Торренс, Эйр.

^ Архипелаги и острова

Гавайские, Каролинские, Маршалловы, Новая Британия, Новая Гвинея, Новые Гебриды, Новая Зеландия, Новая Ирландия, Новая Каледония, Самоа, Соломоновы [Бугенвиль]. Тасмания, Фиджи.

^ Моря

Арафурское, Банда, Коралловое, Сулавеси, Тасманово, Тиморское, Фиджи, Филиппинское, Яванское.

Проливы - Бассов, Зондский, Кука, Макасарский, Торресов.

^ Заливы - Большой Австралийский, Карпентария.

Глубоководные желоба - Тихий океан: Марианский (11 022),

Тонга (10882), Филиппинский (10265); Индийский океан: Зондский (7729).

^ Горные системы

Баркли, Большой Водораздельный хребет [Костюшко – 2230], влк. Джая (о. Новая Гвинея) - 5029, Кимберли, Макдоннелл хр., Хамерсли.

Равнины, пустыни

Большая Песчаная пустыня, Большая Пустыня Виктория, Боль­шой Артезианский бассейн, Гибсона пуст.

Полуострова - Арнемленд, Кейп-Йорк.

АНТАРКТИДА

Площадь - 14 100 тыс. км2. Крайняя точка - мыс Муди.

^ Архипелаги и острова

Кергелен, Южная Георгия, Южные Оркнейские, Южные Санд­вичевы, Южные Шетландские.

Моря - Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Содружества, Уэд­делла.

Глубоководные желоба - Южно-Сандвичев (8264). Полуострова - Антарктический.


Литература

  1. Атлас СССР М., 1983.

  2. Атлас мира (по материкам и группам государств). М., 2006.

  3. Географический атлас для учителей средней школы. М., 1982.

  4. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. М.,1984.

  5. Физико-географичесий атлас мира. M.,1964.

  6. Атласы для средней школы 7 -10 классы.


Раздел 2. Географическая оболочка, её пространственные подразделения (структура) и динамика. Закономерности эволюции

Тема 2. Географическая оболочка Земли


Задание 3. Комплексный физико-географический профиль ( 8 часов)

Метод профилирования широко применяется в комплексных физико-географических исследованиях для отражения сопряжен­ного изменения компонентов ландшафта, его количественных и качественных географических характеристик и показа взаимосвя­зей между ними. Профиль - это графическая модель земной по­верхности вдоль определенной каким-либо образом линии.

Построение комплексного мелкомасштабного физико-географи­ческого профиля вдоль одного из меридианов способствует приоб­ретению ряда навыков, необходимых в течение всего периода обу­чения и практической деятельности геоэкологов. Его назначение:

Основным источником информации для построения профиля служат мировые карты масштаба 1:30000000 из Физико-геогра­фического атласа мира [3]: рельефа, тектоники, геологии, почв, ра­стительности, годового количества осадков, температуры и дав­ления воздуха в январе и июле. Могут быть использованы также соответствующие карты материков более крупного масштаба, а также карты Географического атласа для учителей средней шко­лы [2] и Атласа СССР [1].

Профиль (рис. 3) строится на миллиметровой бумаге. Прежде всего по карте рельефа проводится гипсометрическая линия вдоль меридиана с указанием горизонтального масштаба (l:30000000 или 1:1500000) и вертикального масштаба (1:100000 или
1:50000). На горизонтальной оси указываются основные параллели с интервалом 100; на концах оси наносятся обозначения северного и южного полушарий (с. ш. и ю. ш.). На вертикальной оси наносится шкала абсолютных высот в метрах или километрах. На всех графиках необходимо подписывать название показываемой по данной оси характеристики и единицы измерения, например - "Абсолютная высота, м". Основные формы макрорельефа и важнейшие геогра­фические объекты (горные хребты, наиболее высокие вершины, межгорные котловины, равнины, океанские котловины, крупные острова и архипелаги, глубоководные желоба, подводные хребты, крупнейшие реки, озёра, моря, заливы, проливы) подписываются над гипсометрической линией.

Под гипсометрической линией по климатическим картам стро­ятся линейные графики изменения вдоль меридиана температуры воздуха в январе и июле и годового количества осадков. Годовое количество осадков может быть отображено в виде столбчатых диаграмм. На отдельном графике показывается атмосферное дав­ление в январе и июле, подписываются сезонные и круглогодичные центры действия атмосферы (Исландский минимум, Азиатский мак­симум, Южно-Индийский максимум и др.). Следует обратить вни­мание на связь гидротермических характеристик: а) с широтой ме­ста, что отражает неравномерность распределения солнечной ра­диации по земной поверхности из-за разного угла падения лучей; б) с крупнейшими центрами действия атмосферы; в) с влиянием оке­анских течений; г) с барьерными функциями горных хребтов по от­ношению к влагопереносу, что создает региональные максимумы и минимумы годового количества осадков. Для интерпретации регио­нальных особенностей распределения влаги дополнительно анали­зируются литературные источники, а также карты преоб­ладающих ветров, атмосферного давления, океанских течений, ре­льефа окружающих территорий. Они позволяют выявить, напри­мер, четко выраженное высокое увлажнение южных наветренных склонов Гималаев; сухость ландшафтов Большого Бассейна в Северной Америке, закрытых горными хребтами Кордильер от влажных западных ветров; приуроченность прибрежной пустыни Ата­кама к области высокого давления над холодным Перуанским те­чением на периферии Южно-Тихоокеанского максимума давления.

Синтез климатических характеристик осуществляется при ото­бражении климатических поясов в виде цветной полосы с сопровождающей легендой, в которой соблюдается зональный принцип перечисления поясов (от экваториального к арктическому/антар­ктическому). В этой и остальных легендах раскрывается содер­жание только тех выделов, которые присутствуют на профиле. Особое внимание следует обратить на общепринятые правила по­строения легенд к тематическим картам и выдержать их при со­ставлении легенд к комплексному профилю, располагаемых ниже или сбоку от соответствующего графического изображения.

Тектонический, геологический, почвенный и растительный бло­ки практического задания выполняются также в виде параллель­ных цветных полос и развернутых легенд. Близость или совпаде­ние границ выделов по разным компонентам свидетельствуют об их тесной взаимосвязи. В то же время заметна независимость гео­логических и тектонических характеристик от широтно-зональных закономерностей.

Различия тектонического строения территории вдоль меридиа­на должны быть отражены в разделении платформенных и склад­чатых структурных областей на поверхности суши и на дне морей и океанов. Участки распространения платформенного чехла с раз­ной мощностью осадочных отложений и выходов кристаллическо­го фундамента платформы на поверхности должны быть показаны разными оттенками одного цвета, чтобы платформенные области визуально легко отличались на профиле от разновозрастных склад­чатых областей. Аналогично на дне океанов разделяются океани­ческие платформы и подвижные пояса - глубоководные желоба и срединно-океанические хребты - области с океаническим типом земной коры. Отдельно изображаются области земной коры мате­рикового типа - подводные окраины материков и зоны островных дуг. В легенде, следуя общепринятой логике, перечисляются сна­чала тектонические области материков (платформы, области бай­кальской, каледонской, герцинской, мезозойской, альпийской склад­чатости), а затем - морей и океанов. При сопоставлении рельефа и тектонического строения территорий видна приуроченность рав­нин к платформам, а гор - к складчатым областям.

В геологическом блоке комплексного профиля качественным фоном и буквенными индексами показывается возраст поверхнос­тных отложений. Цвета, соответствующие геологическим систе­мам на профиле, должны строго совпадать с общепринятыми на геологических картах (меловая - зеленый, юрская - голубой и т. Д.). В легенде геологические системы перечисляются от молодых к более древним, в конце легенды раскрываются типы магматичес­ких пород с подразделением по химическому составу. Возраст от­ложений связан с тектоническим строением и историей развития территории. Например, древние докембрийские породы выходят на поверхность в пределах кристаллических щитов платформ или в осевых зонах складчатых областей. Возраст поверхностных от­ложений на платформах говорит о длительности периода континен­тального развития.

Почвенный и растительный блоки комплексного профиля наи­более ярко отражают периодический закон географической зональ­ности и региональные особенности его проявления. Почвы обозна­чаются качественным фоном и буквенными индексами на уровне типов (бурые лесные, черноземы, красно-желтые ферралитные и др.) с разделением нагорные и равнинные. В легенде принято перечисление почв по климатическим поясам от почв арктического пояса к почвам экваториального. Отдельно раскрываются интра­зональные почвы - солончаки, болотные, аллювиальные, а также территории, лишенные почвенного покрова, - ледники, незакреп­ленные пески.

Растительность показывается на профиле на уровне типов рас­тительности (тундровая, бореальная, неморальная), с подразделе­нием на формации (бореальная, урало-сибирская), классы и группы формаций (таежные леса с елью сибирской, пихтой сибирской). В легенде характеристики растительности приводятся в том же по­рядке, что и почвы - от арктических пустынь к экваториальным лесам. При анализе комплексного профиля необходимо зафиксиро­вать генетическую связь почв и растительности, выявляющуюся в совпадении границ выделов. Так, черноземные почвы формиру­ются под степной растительностью, коричневые - под вечнозеленой кустарниково-древесной субтропической растительностью сре­диземноморского типа, красно-бурые почвы - под саваннами. Следует обратить внимание на связь почвенно-растительных ха­рактеристик со степенью континентальности климата и для этого проанализировать количество осадков и годовую амплитуду тем­пературы по профилю. Характер распределения суши и моря на Земле, расположение материков, особенности рельефа могут обусловливать асимметричность или симметричность расположения по­чвенно-растительных зон к северу и югу от экватора. Например, в распределении почв и растительности в Африке наблюдается зна­чительная симметрия между Северным и Южным полушариями. Сплошная таежная зона отсутствует в Южном полушарии. В ряде случаев расположение почвенно-растительных зон необходимо со­поставлять с географией океанских течений, преобладающими вет­рами, направлением горных хребтов, например, тропические пус­тыни западных побережий материков, влажные тропические леса Австралии.

После выполнения графической части и проверки её преподава­телем студент получает задание по составлению пояснительной записки, цель которой - выявление закономерных отношений меж­ду физико-географическими характеристиками. Его содержание может варьировать в зависимости от особенностей территории, например: выявить соотношение макроформ рельефа с тектони­ческим строением; объяснить проявления широтной зональности и секторности и отклонения, вызванные барьерной ролью горных хребтов; определить степень чувствительности растительного и/или почвенного покрова к варьированию гидротермических показателей.


Литература

  1. Атлас СССР М., 1983.

  2. Географический атлас для учителей средней школы. М., 1982.

  3. Физико-географичесий атлас мира. M.,1964.




Задание 4. Факторы пространственной физико-географической дифференциации (6 часов)

^ 4.1.Физико-географические пояса и зоны (3 часа)

Составить конспект по теме на основе следующих вопросов:

  1. С именами каких выдающихся географов связано формиро­вание учения о географической зональности?

  2. Почему закон зональности назван периодическим?

  3. В чем геофизическая сущность закона зональности?

Литература

  1. Будыко М. И. Климат и жизнь. Л.: Гидрометеоиздат, 1971.

  2. Голубчик Н. М., Евдокимов С. П., Максимов Г Н. История географии. Уч. пособие для вузов. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

  1. Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географичес­кой среды. М.: Мысль, 1966.

  1. Докучаев В. В. Учение о зонах природы. М.: Сельхозгиз, 1948.

  2. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое райони­рование. М.: Высшая школа, 1991.


^ 4.2.Секторность и высотная поясность (3 часа)

Составить конспект по теме на основе следующих вопросов:

  1. Какие физико-географические факторы способствуют возникновению явления секторности?

  2. Почему в горах возникает смена ландшафтов с высотой, подобная широтно-зональной смене равнинных ландшафтов?

  3. Какие различия спектров высотной поясности возникают при прочих равных условиях в связи с положением в разных широтах? В разных секторах континентальности? При разной экспозиции склонов?


Литература

  1. Боков В. А., Ceливepcmoв Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. СПб: Изд-во СПбГУ, 1998.

  2. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое райони­рование. М.: Высшая школа, 1991.

  3. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1990.


Задание 5. Про­явление широтной зональности в Мировом океане ( 4 часа).

    1. Выявить особенности проявления зональности в пределах Мирового океана. С этой целью:

А. По данным таблицы 1 построить графики зонального распределения ряда показателей: радиационного баланса; средней температуры воды на поверхности; баланса влаги; солености.

Б. На основе анализа графиков сделать письменные выводы.

Примечания:

1. По вертикали – значение широты, по горизонтали – показатели, масштаб произвольный

2. На графике отметить границы географических поясов.


Таблица 1


Широта

Тепловой баланс (МДж/м2 год)

Средняя температура воды на поверхности, оС

Водный баланс, см

Суммарная радиация

Радиационный баланс

Затраты на испарение

Турбулентный теплообмен

Внутренний теплообмен

Осадки

Испарение

Баланс влаги

Соленость, %

Северная


Юж

ная

70 – 60о

60 – 50

50 – 40

40 – 30

30 – 20

20 – 10

10 – 0

0 – 10о

10 – 20

20 – 30

30 – 40

40 – 50

50 – 60

2890

2850

3770

5280

6530

6870

6570

6700

6700

6240

5360

3890

2800

960

1210

2140

3470

4730

4980

4820

4820

4730

4230

3440

2390

1170

-1380

-1630

-2220

-3600

-4400

-4140

-3350

-3520

-4350

-4180

-3350

-2300

-1300

-670

-670

-590

-540

-370

-250

-170

-170

-210

-290

-380

-380

-330

1090

1090

670

670

40

-590

-1300

-1130

-170

220

290

290

460

2,9

6,1

11,2

19,1

23,6

26,4

27,3

26,7

25,2

22,1

17,1

9,8

3,1

-

105,0

114,0

96,2

81,5

124,7

193,0

119,3

98,6

83,5

87,5

105,6

91,5

-

57,4

86,3

121,2

141,1

148,8

127,0

134,2

162,1

144,2

128,4

95,1

62,2

-

47,6

27,7

-25,0

-59,6

-24,1

66,0

-14,9

-63,5

-60,7

-40,9

10,5

29,3

32,87

33,03

33,91

35,30

35,71

34,95

34,58

35,16

35,52

35,71

35,25

34,34

33,95



Задание 6. – 8 часов.

Составить конспект статьи «Глобальные изменения в географической оболочке» по учебнику для вузов - Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. – М.: Академический Проект, 2006. - 537 с. (глава 9 стр. 478 – 525).


^ 11. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы

по курсу Экономическая география – 2 часть (2семестр) – 38 часов.


Раздел 1. Территориальные социально-экономические системы

Тема 1. Дефиниции экономической географии. История науки

Задание 1. Подготовиться к семинарскому занятию на тему: « Районный подход в социально-экономической географии». (План семинара см. занятие 1.) – 6 часа.

Литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.Н. Основы региональной политики. СПб, 1998.

  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. М., 2001.

  3. Калашникова Т.М. Экономико-географическое районирование. Учебное пособие. М.:МГУ, 1989.

  4. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Эдиториал УРСЕ, 2003.

  5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: 2000.

  6. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы/ Под. ред. А.И Трейвиша и С.С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСЕ, 2001.

  7. Саушкин Ю.Г., Шувалов В.Е. Система основных понятий в экономической и социальной географии, как ветви единой географической науки // Экономическая и социальная география на пороге 21 века. Смоленск, 1997.

  8. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

  9. Географический энциклопедический словарь. Понятие и термины. М.: Советская энциклопедия, 1988.

  10. Богучарсков В.Т. История географии. Учебное пособие. М.: НКЦ «Март», Ростов н/Д. Часть 4.



Задание 2. По материалам лекций, учебников и учебных пособий составить глоссарий ключевых понятий по дисциплине «Экономическая география» - 8 часа.


Ключевые понятия:

    1. Ойкумена

    2. социоэкосистемы

    3. географическая инженерия

    4. коммерческая география

    5. территориальные общественные системы (ТОС)

    6. энерговещественные циклы (ЭВЦ)

    7. метод ресурсных циклов

    8. метод ключей

    9. теория хартленда

    10. хинтерланд

    11. концентрация

    12. специализация

    13. кооперирование

    14. комплексирование

    15. районообразование

    16. территориальное разделение труда (ТРТ)

    17. коэффициент специализации

    18. общий показатель специализации района

    19. индекс человеческого развития (ИЧР)

    20. урбанизация

    21. рурализация

    22. экистика

    23. качество жизни

    24. структура окружения

    25. квазиприродная среда

    26. демаркация

    27. делимитация

    28. анклав, полуанклав

    29. Римский клуб


Раздел 2. Территориальная организация общества. Типы заселения и хозяйственного освоения территории

Тема 2. Социально - экономические системы и их территориальная организация


Задание 3. Номенклатура по экономической географии – 6 часа. Работа заключается в составлении перечня единиц районирования (состав) по уровням, их поиску на карте и запоминанию.


3.1. ^ Иерархия экономического районирования Российской Федерафии:


Территориальные уровни единицы районирования


Макроуровень Социально-экономические зоны (2)

Макрорегионы (6)

Федеральные округа (7)

Межрегиональные ассоциации областей, краев и

Республик (8)

Крупные (основные) районы страны (11)


Мезоуровень Республики (21)

Субъекты РФ Области (50)

Края (6)

Округа (5)


Микроуровень Региональные округа


Топоуровень Муниципальные образования


Наноуровень Территории общественного управления


Задание 4.Составить краткие аннотации по 6 группам (по Ю.Н.Гладкому) глобальных проблем человечества – 18 часов


Глобальные проблемы человечества

Общие проблемы политического и социально-экономического характера.

  • Предотвращение ядерной войны и сохранения мира на Земле

  • Обеспечение экономического роста государства

  • Преодоление отсталости развивающимися странами




Проблемы социального характера

  • Демократическая

  • Межнациональных отношений

  • Кризиса культуры, нравыственности

  • Дефицита демократии

  • Урбанизации

  • Охраны здоровья

Проблемы преимущественно природно-экономического характера

  • Экологическая

  • Энергетическая

  • Продовольственная

  • Сырьевая

  • Мирового океана

Проблемы смешанного характера, разрешение которых может предотвратить массовую гибель людей

  • Региональных конфликтов

  • Терроризма, преступности

  • Техноаварий

  • Стихийных бедствий

  • Суицида

«Малые» глобальные проблемы смешанного характера

  • Бюрократия

  • Шума

  • Утилизации остатков спутников и ракет-носителей

Проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственной угрозы для будущего человечества

  • Освоение космоса

  • Исследование внутреннего строения Земли

  • Долгосрочного прогнозирования погоды и др.



Подбор литературы студенты осуществляют самостоятельно, привлекая рекомендованную литературу по предмету, журналы и другие публикации а также ресурсы Интернета.

andrej-bogatirev-hrestomatiya-po-programmirovaniyu-na-si-v-unix-copyright-andrej-bogatirev-1992-95-stranica-17.html
andrej-bogatirev-hrestomatiya-po-programmirovaniyu-na-si-v-unix-copyright-andrej-bogatirev-1992-95-stranica-22.html
andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-10.html
andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-55.html
andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-63.html
andrej-fomenko-sovetskij-fotoavangard-i-koncepciya-proizvodstvenno-utilitarnogo-iskusstva-stranica-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii-stranica-21.html
  • school.bystrickaya.ru/apparat-dlya-ultrazvukovoj-terapii-obobshennaya-struktura-primenenie-ultrazvuka-v-hirurgii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-operativnoj-hirurgii-i-topograficheskoj-anatomii-akademicheskij-kalendar-studenta-ii-kursa-stomatologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/dvenadcataya-lekciya-lekcij-prochitannih-v-dornahe-mezhdu-6-aprelya-i-29-iyunya-1924-goda-bibliotechnij-nomer-236.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-termotransformatori-dlya-napravleniya-140400-tehnicheskaya-fizika-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-cheloveka-v-kurse-filosofii-2-3-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhizn-shillera-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-upravleniya-ot-30-11-2009-01-05-185-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-3-kollizionnoe-regulirovanie-praktikum-po-mezhdunarodnomu-chastnomu-pravumoskva-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/borshevik-sosnovskogo-prirodnoe-bedstvie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-dlya-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-podgotovki-magistrov-080500.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/miliciya-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/oprosnij-list-dlya-vibora-datchikov-davleniya-metran-100.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-literaturi-mesto-postavki-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-buhgalterskie-scheta-naznachenie-stroenie-klassifikaciya-programma-podgotovki-i-attestacii-professionalnih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-na-prirodnie-resursi-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-semestr-2-uch-god-2011-2012-patriarh-avraam-otec-veruyushih.html
  • books.bystrickaya.ru/didakticheskij-material-dlya-postanovki-i-avtomatizacii-zvukov-ustranenie-posledstvij-vrozhdennoj-rasshelini-gubi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-klassnogo-chasa-v-3-klasse-kak-rozhdaetsya-kniga-cel-poznakomit-uchashihsya-s-istoriej-rozhdeniya-sozdaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vedushie-hirurgi-povolzhya-v-ulyanovskoj-oblasti-1-oficialnie-dokumenti-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvertaya-lekciya-ga-283-sushnost-muzikalnogo-perezhivaniya-tona-v-cheloveke.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-organizacii-profilnogo-obucheniya-sankt-peterburgskij-opit.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-5-sovremennij-russkij-yazik-chast-2-morfologiya-narechie-i-sluzhebnie-chasti-rechi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-seminarskih-zanyatij-dlya-ochnoj-formi-obucheniya-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/druzya-ne-nado-etih-zvukov-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-dopolnitelnih-ekskursij-po-stambulu.html
  • writing.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-akademicheskoj-stepeni-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-p-chehov-v-hudozhestvennom-teatre-stati-rechi-zametki-dnevniki-vospominaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obmen-vitaminov-metodichka-47-farmaciya-fiziologiya-zhkt.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/londonskij-sud-doprosit-volgogradskih-chinovnikov-po-delu-yukosa-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kruglij-stol-sostoitsya-31-maya-2012-goda-vremya-raboti.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrovozi-i-d-dolgij-avtomatika-svyaz-informatika-2010-c-25-27.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-voenachalnikov-stranica-14.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v04-diagnostichni-lekarstva-spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.