.RU

94. Проблемы и теории переходной экономики - Экономических


^ 94. Проблемы и теории переходной экономики.
В условиях переходной экономики значение теоретических обосно­ваний экономической политики необычайно возросло. Однако закон­ченной теории, целостного представления о проблемах и закономер­ностях социально-экономических преобразований пока не выработано.

Переход к новому технологическому способу производства, ста­новление постиндустриальной цивилизации предполагают решение комплекса проблем:

1. Разработка целей и критериев, способов и методов преобразова­ний, их последовательности. Анализ закономерностей переходной эко­номики; обоснование концептуальных основ национальной модели.

2. Государственное регулирование в условиях переходной эконо­мики. Проблема сочетания рыночного и государственного регулиро­вания в процессе реформирования.

3. Проблема финансовой и производственной стабилизации. При­чины, характер трансформационного кризиса, пути его преодоления. Предпосылки и факторы экономического роста.

4. Характер и содержание институциональных преобразований. Особенности управления в переходный период. Изменение стереоти­пов экономического поведения.

5. Реформа социальной сферы; основы социальной политики.

6. Условия интеграции государства в мировую экономику. Осо­бенности регулирования внешнеэкономических связей.

Решение широкого комплекса задач в переходной экономике свя­зано с неординарными эффектами, острыми противоречиями. Важно отказаться от готовых схем и «универсальных» рецептов, всесторонне учитывать реальную ситуацию, постоянно уточнять и корректировать экономический курс.
Литература
Аукуционек С. П. Теория перехода к рынку. – М.: SR – Аргус, 1995.

Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6.

Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1996.

Жукровска К. Преобразования переходного периода: теория и практика // МЭиМО. 1995. № 6.

Клейн Л.О. переходе к рыночной экономике // Деньги и кредит. 1996. № 5.

Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина – М.: Финстатин-форм,1997.

Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. – М.: ИМЭПИ РАН, ЦИСН Миннауки России, 1996.

Ольсевич Ю. «Желтое колесо» (механизм социально-экономической транс­формации) // Вопросы экономики. 1997. № 5.

Тейлор Л. Программа действий для российской экономики: стратегия самоподдерживаемой трансформации // Проблемы теории и практики управле­ния. 1996. № 4.
^ 95. Экономические теории и экономическая политика.
Экономическая наука может быть с некоторой долей условности раз­делена на позитивную науку (теоретический раздел) и нормативную науку (прикладной раздел), содержащую рекомендации, принципы, ус­тановки, которым надлежит следовать в практической деятельности.

И тот и другой раздел экономической науки развиваются под вли­янием практики. Они стремятся постичь суть процессов, происходя­щих в экономической действительности, понять взаимосвязь факто­ров, взаимодействие причин и следствий, выявить устойчивые тен­денции, прогнозировать вероятный ход событий.

Экономическая теория не содержит готовых рецептов. Она помо­гает осмыслить происходящее, но принятие решений, выбор вариан­тов остаются прерогативой экономической политики.

Экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь. При этом политик учиты­вает не только экономические параметры, но и всю совокупность со­циальных, психологических, экологических, организационных, поли­тических факторов.

Экономическая политика постоянно сталкивается с новыми, за­частую непредвиденными проблемами, ставит их перед аналитиками и разработчиками.

Некоторые авторы утверждают, что анализ экономических явле­ний позволяет выявить столь же устойчивые закономерности, что и в физических науках. Им возражают, акцентируя внимание на неизмеримо большей сложности общественных явлений по сравнению с фи­зическими или техническими.

Экономическая действительность необычайно многообразна, про­тиворечива и изменчива. И экономическая наука, имеющая дело со столь динамичными и непредсказуемыми феноменами, как правило, не может претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение реальных процессов и взаимосвязей. Она постигает истину с извест­ной степенью приближения. По мере происходящих в экономике из­менений уточняются или отбрасываются прежние представления, обогащается понятийный аппарат, делаются новые обобщения и вы­воды.

Дискуссии и споры между сторонниками различных теорий, школ и концепций никогда не утихают. Повышается достоверность выводов и точность прогнозов. Совершенствуются методы анализа. Полнее учитываются новые явления и национальные особенности.

Сегодня по-прежнему актуален оптимистический взгляд Кейнса. «События грядущих годов, – утверждал он, – будут направляться не сознательными действиями государственных деятелей, но скрытыми течениями, непрерывно бегущими под поверхностью политической истории, результаты которой никто не в состоянии предсказать. Нам дан лишь один способ влиять на эти скрытые течения; этот способ заключается в использовании тех сил просвещения и воображения, которые изменяют мнения людей. Провозглашение истины, разобла­чение иллюзий, расширение и просвещение человеческих чувств и умов – таковы наши средства».
Литература
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Предисловие; гл. 18, 19.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Введение; гл. 17.

Гэлбрейт Дж.К. История экономической науки: прошлое как настоящее. Препринт, реферат. – М.: ИНИОН, 1989.

Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 6. Конъюнктура и экономическая политика.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произ­ведения. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 26.

Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатин-форм, 1997. – Введение; Заключение.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М,1997. – Гл. 1,28.

Хантингтон С.П. Запад уникален, но не универсален // МЭиМО. 1997. №8.


^ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Направления и школы экономической мысли
Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных ин­струментов экономические модели.

В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, вза­имодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое нача­ло подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы.

В настоящее время неоклассическое направление включает эконо­мистов, разрабатывающих различные проблемы и представляющих различные школы. К неоклассикам относят, например, П. Самуэльсона, М. Фелдстайна. Объединяющим моментом служит не столько предмет исследования или концептуальные выводы, сколько об­щность методологических основ, разработка различных аспектов «чистой» экономической теории, имеющей, как правило, прикладное значение, выход на практику.

Кейнсианство и его современные разновидности. Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Мейнардом Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея за­ключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воз­действовать на производство и предложение товаров, снизить безра­ботицу.

В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм спо­собен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государст­венного вмешательства в экономику.

Современное кейнсианство – это не одна, а несколько макроэко­номических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджет­ную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным ис­пользование средств регулирования доходов.

Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство.

Монетаризм – теория макрорегулирования экономики, в известной мере альтернативная кейнсианству, одно из направлений неолиберализ­ма. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы стаби­лизации экономики и обеспечения занятости. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим движение и все разви­тие экономики. Государственное регулирование сводится до минимума, оно должно ограничиваться контролем над денежной сферой.

Изменение денежного предложения призвано прямо соответство­вать движению цен и национального продукта. Один из главных про­водников монетаристской концепции Милтон Фридмен утверждает, что неосмотрительное вмешательство государства ведет к инфляции, нарушению уровня «естественной» безработицы. Предлагаются монетаристские рецепты долгосрочного регулирования.

Экономика предложения – современная концепция макроэконо­мического регулирования экономики посредством стимулирования инвестиций и производства, сдерживания инфляции. В качестве ин­струментов стимулирования предлагаются пересмотр системы нало­гового обложения, сокращение расходов бюджета на социальные нужды. Представители этой теоретической концепции А. Лаффер, М. Фелдстайн (американские экономисты) считают, что политика, на­правленная на стимулирование предложения, будет способствовать преодолению стагфляции.

Рекомендации сторонников теории предложения используются при формировании экономической политики в США, Великобрита­нии, ряде других стран.

Теория рациональных ожиданий – одна из популярных в настоя­щее время концепций, согласно которой экономическая политика пра­вительства оказывается малоэффективной, поскольку фирмы и до­машние хозяйства оперативно реагируют на действия «верхов», сооб­разуясь с собственной выгодой. Используя имеющуюся информацию, «рациональные» экономические агенты действуют вопреки расчетам правительства.

В отличие от монетаристов теоретики «рациональных ожиданий» считают, что просчеты в экономической политике обусловливаются не ошибками разработчиков и политиков, а непредвиденной реакцией фирм и потребителей на принимаемые решения. Практическое значе­ние данной концепции состоит в том, что она нацеливает на обстоя­тельное изучение психологии и поведения людей, на достижение более органичной связи между макроуправлением и микроэкономикой.

Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропей­ских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы раз­вития человеческого общества в виде единого целого. Анализ эконо­мических процессов тесно связывают с анализом социальных, право­вых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.

Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксирован­ную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и предста­вить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого от­стаивают принцип саморегулирования хозяйства, свободного от из­лишней регламентации. Представители экономического неолибера­лизма следуют обычно двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать усло­вия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму обычно относят три школы: чикагскую (М. Фридмен), лондонскую (Ф. Хайек) и фрайбургскую (В. Ойкен). Современных неолибералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Неолибералы, например Н. Бэрри, А. Лернер, выступают не только против кейнсианства, но и против мо­нетаризма, обвиняя эти школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб анализу микроэкономических процессов.

Социал-демократические экономические теории по своему содер­жанию довольно неоднородны. Они призваны отражать (и в извест­ной мере отражают) интересы трудящихся, наемных работников, средних слоев населения. Собственные системные концепции, как прави­ло, отсутствуют; используются подходы традиционных направлений, прежде всего кейнсианства. Особое внимание уделяется социальным проблемам: обеспечению высокой занятости, сохранению природной среды, более равномерному распределению доходов. Социал-демокра­ты выступают за более активное участие государства в регулировании смешанной экономики, обеспечении общественных потребностей.

Экономические взгляды социал-демократии носят реформистский характер. Представители этого направления: А. Сабатини, Э. Тарантелли (Италия), В. Бергстрем (Швеция), В. Майснер (ФРГ), Ж. Делор (Франция).

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономи­ческие процессы с позиций индивидуальных предпочтений участни­ков. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направле­ния положили основатели австрийской школы.

Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широ­ко использует математический аппарат, методологию и выводы при­кладных разделов науки.

Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

Концепции экономического развития стран третьего мира. Впол­не очевидно, что теоретические положения и выводы неоклассиков, других западных школ не учитывают условия и специфику развиваю­щихся стран. Их проблемы (и трудности) не повторяют один к одному проблемы, которые в прошлом решали страны Европы и Северной Америки. Потребовалось не только уточнение, но и разработка нового категорийного аппарата, создание новой методологии. В разработке соответствующих концепций, моделей и методов принимают участие и представители «традиционной» экономической науки, и ученые стран третьего мира.

Наиболее известные представители специфического направления в экономической теории – Гуннар Мюрдаль, Артур Льюис, Теодор Шульц, Ян Тинберген, Рагнар Нурске.

Марксистская школа. В странах, вставших на путь социалисти­ческого развития, марксистская идеология довольно длительный период носила характер официальной доктрины. Ведущую роль она продолжает сохранять в КНР, Северной Корее, на Кубе. В 80–90-х гг. внимание экономистов сосредоточивается на обсуждении проблем дальнейшего социально-экономического развития. Проблемы систем­ной эволюции социализма и переходной экономики рассматриваются с позиций заимствования западных теорий (особенно монетаризма) и разработки «стабилизационных» программ.

В свое время довольно сильная школа, придерживавшаяся марк­систского направления, сложилась в Польше (О. Ланге, М. Калецки). Ныне активно участвуют в обсуждении проблем экономической трансформации Я. Корнаи (Венгрия), Г. Колодко (Польша), В. Клаус (Чехия), Лю Гогуан (КНР) и др.

Приложение 2

azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-araandi-memlekettk-e-a-bketov-atindai.html
azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-balalardi-itarin-orau-komitetn-monitoring-zhne-aparatti-taldau-izmet-basarmasi-turali-erezhes.html
azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-ltti-aparattandiru-ortalii.html
azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-mektepke-dejng-balala-sha-respublikali-ortalii-mektepke-dejng-jimdardi-imarattari.html
azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-mektepke-dejng-balali-sha-respublikali-ortalii.html
azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-pedagogikali-keeste-bektld-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvo-v-drevnem-rime.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-usloviya-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-s-ispolzovaniem-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologij-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/infekcii-granic-ne-znayut-bakterii-nauchilis-zashishatsya-ot-antibiotikov.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-onauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-stranica-17.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-stranica-20.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-po-proektu-karting-klub-moskva-01-marta-2009-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-v-centre-vnimaniya-obshestvennogo-soveta-interesi-gorozhan-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/2010-zh-kafedra-otirisinda-sinilan-hattama.html
  • school.bystrickaya.ru/18-iyunya-1944-sverdlovskij-hronograf.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-budushego-i-dostatochno-vremeni-dlya-lyubvi-ili-zhizni-lazarusa-longa-robert-hajnlajn-stranica-15.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priplotinnie-derivacionnie-ruslovie-gidroelektrostancii-ges-spravochnik-bazovih-cen-na-proektnie-raboti-dlya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-egorovich-miheenkov-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-5-perechen-meropriyatij-v-ramkah-plan-raboti-na-2011-god-utverzhdayu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/belogore-stranica-19.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebno-vospitatelnoj-praktiki-studentov-3-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050720-fizicheskaya-kultura.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-osnove-tipovoj-programmi-ispolzovanie-programmnoj-sistemi-1s-hronograf-shkola-5-v-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-avtori-pronin-vladimir-nikolaevich-pronina-ekaterina-yurevna.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pered-vami-ocherednoj-vipusk-kalendarya-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-podgotovlen-on-dlya-sostavleniya-plana-raboti-na-novij-2010-2011-uchebnij-god-i-v-pomosh-org-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-novij-god-polnaya-istoriya-tishrej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vstuplenie-ponyatie-vozrast-vozrastnie-krizisi-1-krizis-odnogo-goda-2-krizis-tryoh-let.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yavlenie-shestoe-karlo-gocci-korol-olen.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-gruzovoj-i-kommercheskoj-raboti-na-stancii-i-primikayushih-podezdnih-putyah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-molodoj-pushkinist-anna-ahmatova-pushkin-izbrannie-raboti-1960-h1990-h-gg-t-i-poeziya-i-sudba.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-lyubuchanskoj-nachalnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-rebenka-pishet-li-bozhovich-imeet-svoyu-vnutrennyuyu-logiku-svoi-sobstvennie.html
  • essay.bystrickaya.ru/chehova-rasskaz-ionich.html
  • studies.bystrickaya.ru/magntoelektrichn-priladi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-i-sushnost-problem-reshaemih-programmoj-municipalnaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energoeffektivnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-voprosi-dlya-samokontrolya-po-kursu-statistika.html
  • student.bystrickaya.ru/1-izilorda-alali-zher-atinastari-blmn-basshisi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novosti-iz-regionov-novosti-biznes-gruppi-brillianti-2622.html
  • university.bystrickaya.ru/flober-g-gospozha-bovari-provincialnie-nravi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/public-holydays-in-great-britain.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/balabashadai-pedagogtardi-sjleu-mdeniet.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-pokazateli-kachestva-i-bezopasnosti-vklyuchaemie-v-gosudarstvennie-standarti-kachestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.