.RU

9. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Шпаргалка по педагогической психологии Наталия Александровна Богачкина


^ 9. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях.

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального – профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Под содержанием образования B.C. Леднев понимает «...содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компонента образования: обучение, воспитание, развитие.

Современное понимание образования мы находим в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого Закона:

«1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

– на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

– на развитие гражданского общества;

– на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

– интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

– формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества».


^ 10. ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В развитых странах эмпирическим путем определены исторические тенденции «удорожания» материальных и педагогических компонентов затрат на обучение в расчете на одного учащегося, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования. Комплексное изучение образовательных систем и рынков труда показало, что наиболее распространенные типы и формы образования находятся в динамическом соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и потребностями производства и жизни.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В современных системах образования видна тенденция оценивать результат по выходу, который представлен определенными унифицированными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В Российской Федерации существуют две формы получения образования. В соответствии с Законом об образовании освоение образовательной программы допускается либо непосредственно в образовательном учреждении в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме, либо в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.

При второй форме обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом. Эти две формы принципиально различны, но законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимы только желание родителей и оформление соответствующих документов.

В рамках всей этой системы функционируют следующие структурные элементы образовательного процесса: 1) учебная информация, определяющаяся образовательными программами; 2) средства ее передачи и приема (методы обучения и учения); 3) учащиеся и педагоги.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.



bajkal-24-voennaya-tehnika-budet-pereoborudovana-i-peredana-v-mchs-buryatii-zabajkalya-i-sahalina.html
bajkal.html
bajkalovedenie-ucheb-posobie-n-s-berkin-a-a-makarov-o-t-rusinek-irkutsk-izd-vo-irk-gos-un-ta-2009-291-s.html
bajkalskij-bank-sberbanka-rossii-uchredil-18-imennih-stipendij-dlya-talantlivih-vipusknikov-shkol-v-razmere-50-tisyach-rublej-kazhdaya.html
bajkami-stranica-3.html
bajki-moderatora-chto-mi-znabm-o-knigomanah-i-knigokotikah-pravila-igri-20-opereimenovanii-22-skazka-o-pereimenovanii-22.html
  • letter.bystrickaya.ru/mhtar-uezov-atindai-mektep-gimnaziyasini-bastauish-sinip-malm-azastan-respublikasini-prezident-n-nazarbaevti-azastan-halina-zholdauina-bsekege-ablett-damian-memleket-boluimiz-shn-bz-sauattilii-zhoari-elge-ajnaluimiz.html
  • school.bystrickaya.ru/53-sozdanie-novih-biznes-struktur-i-privlechenie-investicij-investicionnij-plan-modernizacii-monogoroda-ust-ilimsk.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-poslednie-dni-perevod-e-yu-novinskij.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-oblichenie-knyazej-i-lzheprorokov-nakazanie-i-uteshenie-zakonopolozhiteltnie-knigi-predislovie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-sostavlena-s-uchetom-trebovanij-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-avtorskoj-programmi-po-uchebnim-predmetam-inostrannij-yazik-5-9-klassi-verbickoj-m.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekciya-prednaznachena-dlya-izucheniya-novogo-materiala-s-oporoj-na-maksimalno-dostupnij-kompleks-sredstv-obucheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-s-ukazaniem-urovnya-uchebniki-russkij-yazik-obuchenie-gramote-i-razvitie-rechi-1-klass-v-g-goreckij-v-a-kiryushkin-a-f-shanko-obuchenie-gramote-i-razvitie-rechi-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sverdlovskie-kommunisti-proveli-akciyu-protesta-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izvestiya-moskva-n023-1122009-posol-germanii-v-rossii-valter-yurgen-shmid-mi-budem-razvivat-strategicheskoe-partnerstvo-s-rossiej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xi-podsudnost-v-v-yarkov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-pervuyu-chast-konspekta-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-sistemi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2011-2015-godi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-avtorizirovannij-perevod-s-anglijskogo-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-nizhnetavdinskogo-lesnichestva-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gaz-servis.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhilishnoe-obustrojstvo-uchastnikov-programmi-programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-vyacheslav-mironov-ya-bil-na-etoj-vojne-chechnya-95-chast-1.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zolpidem-i-zaleplon62-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekciya-sistemi-hraneniya-informacii-18-vopros-evolyuciya-metodov-hraneniya-dannih-18-stranica-15.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obosnovanie-rezhima-tvo-1-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-rajona-stroitelstva.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-publichnij-otchet-po-gou-sosh-456-yuvouo-g-moskvi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ativizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-posredstvom-fizicheskogo-eksperimenta-chast-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-aktivizacii-vnimaniya-lekciya-tema-predmet-psihologii-ee-zadachi-i-metodi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kerroll-lyuis.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-algoritmicheskoe-i-programmnoe-obespechenie-registracii-i-analiza-defektogramm-pri-ultrazvukovom-kontrole-relsov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-napravlenie-v-sociologii-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-avtori-vz-knigi-vz-svitki-i-rukopisi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovoditel-s-d-darmaev-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminara-vklyuchaet-chetire-sekcii-i-diskussiyu-za-kruglim-stolom-nam-ochen-povezlo-v-samom-nachale-osnovnoj-doklad-sdelaet-letchik-kosmonavt-avdeev.html
  • education.bystrickaya.ru/3-2-primenenie-metodov-ekonomiko-matematicheskogo-modelirovaniya-v-upravlenii-kapitalom-kommercheskogo-banka-35.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-polnoe-sokrashennoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-prishkolnogo-ozdorovitelnogo-lagerya-s-dnevnim-prebivaniem-detej-solnishko.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-municipalnih-zadanij-na-okazanie-municipalnih-uslug-za-2010-god-gorodskoj-okrug-gorod-agidel-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-napravleniya-260800-tehnologiya-produkcii-i-organizaciya-obshestvennogo-pitaniya-po-izucheniyu-disciplini-biohimiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-matematicheskogo-modelirovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.