.RU

Аэниел Гоулман - Издательство


Аэниел Гоулман

вают драки на школьном дворе в приступе гнева, потому что неверно понимают нейтральные сообщения и выражения как враждебные, а девочки, у которых обнаруживаются нарушения питания, не умеют отличать гнев от раздражения из-за голода.

^ Замаскированная эмоциональная грамотность

Поскольку курс обучения уже перегружен из-за постоян­ного увеличения количества новых тем и насущных проблем, некоторые учителя, вполне понятно ощущающие перегрузку, не соглашаются брать дополнительное время для еще одного курса за счет преподавания основ. Так что складывающаяся стратегия эмоционального воспитания предусматривает не соз­дание нового курса обучения, а объединение занятий чувствами и взаимоотношениями с другими, уже преподаваемыми тема­ми. Уроки эмоциональной грамотности можно вполне соеди­нить с чтением и письмом, санитарным просвещением, есте­ственными и общественными науками и другими стандартны­ми предметами. Сейчас в школах Нью-Хейвена «Умение жить» в некоторых классах является отдельной темой, тогда как в дру­гие годы курс социального развития объединяется с такими учебными дисциплинами, как чтение или санитарное просве­щение. Отдельные уроки преподаются даже как часть занятий по математике — и особенно основные навыки учебной рабо­ты, например, как не замечать того, что отвлекает внимание, как выработать у себя заинтересованность в учебе и справлять­ся со своими побуждениями, чтобы можно было внимательно относиться к учебе.

Некоторые программы развития умения контролировать эмоции и навыки общения вообще не требуют отведения на них времени как на отдельный предмет, а вместо этого внедряют свои уроки в саму структуру школьной жизни. Одним приме­ром такого подхода — по существу, скрытого обучения эмоцио­нальной и социальной компетентности — служит программа развития ребенка, созданная коллективом специалистов под руководством психолога Эрика Шапса. Эта программа со штаб-квартирой в Окленде, штат Калифорния, в настоящее время

Эмоциональный интеллект

421

проходит проверку в небольшом количестве школ по всей стра­не, расположенных большей частью в районах, имеющих мно­го общих бед с приходящим в упадок центром Ныо-Хейвена.

Программа предлагает уже готовый комплект материалов, которые включаются в существующие курсы. Так, первокласс­ники на уроке чтения знакомятся с рассказом о том, «Как дру­жат Лягушка и Жаба», где Лягушка, которой очень хочется по­играть со своей впадающей в зимнюю спячку подружкой Жа­бой, прибегает к маленькой хитрости, чтобы заставить ее рано проснуться. Эта история используется в качестве стартовой площадки для обсуждения на уроке темы дружбы и вопросов о том, как чувствуют себя люди, когда кто-нибудь подшучивает над ними. Череда приключений приносит новые темы для об­суждения, осведомленность о потребностях друга и понимание, каково это бывает, когда тебя дразнят, и что значит делить чув­ства с друзьями. Обязательным учебным планом предусмотре­ны все более замысловатые истории с учетом развития детей по мере перехода из класса в класс начальной и средней школы, дающие учителям отправные точки для обсуждения таких тем, как эмпатия, видение вещей в истинном свете и забота.

Другой способ вплести уроки эмоциональной грамотности в ткань современной школьной жизни заключается в том, что­бы помочь учителям заново продумать, как дисциплинировать учеников, которые дурно ведут себя. В программе развития ре­бенка учтено, что такие моменты предоставляют реальные воз­можности преподать детям навыки и умения, которых им не­достает, — сдерживание побуждений, объяснение их чувств, разрешение конфликтов — и что существуют лучшие способы установить дисциплину, чем принуждение. Учитель, заметив­ший, что трое первоклассников проталкиваются вперед, чтобы оказаться первыми в очереди в школьном буфете, мог бы пред­ложить каждому из них угадать число, а победителя пропустить вперед. Это станет непосредственным уроком того, что суще­ствуют честные и справедливые способы улаживания таких мелких споров, а более глубокая идея, преподанная в данном случае, заключается в том, что споры можно уладить путем пе­реговоров. И поскольку этот подход, который дети могут пере­нять для улаживания других аналогичных споров («Чур я пер-

^ 422

Дэниел Гоулман

вый!» — просто эпидемия в младших классах — если не на про­тяжении всей жизни в той или иной форме), он несет более позитивное сообщение, чем раздающееся повсюду властное «Прекратите это немедленно!».

^ Эмоциональное расписание

«Мои друзья, Элис и Линн, не играют со мной».

Такую вот горькую жалобу высказала ученица третьего клас­са начальной школы Джона Мьюера в Сиэтле. Анонимный от­правитель бросил письмо с таким сообщением в висевший в классе «почтовый ящик» — просто особым образом разрисо­ванную картонную коробку, — куда она и ее соученики опус­кали письма с описанием своих проблем с тем, чтобы потом они всем классом могли обсудить сложные вопросы и найти способы их решения. Согласно правилам, во время обсужде­ния не упоминается имя автора письма, более того, учитель особо подчеркивает, что у всех детей время от времени случа­ются такие же неприятности и всем надо научиться с ними справляться. Когда они говорят о том, что значит чувствовать себя всеми отвергнутым или что можно сделать, чтобы тебя приняли в свою компанию, у каждого есть возможность попро­бовать новые способы выхода из затруднительных ситуаций, то есть проводится своего рода коррекция ограниченного мыш­ления, при котором конфликт рассматривается как единствен­ный путь положить конец разногласиям.

Такой «почтовый ящик» обеспечивает определенную манев­ренность в вынесении на обсуждение класса тех или иных крити­ческих ситуаций или спорных проблем, поскольку слишком жест­кая повестка дня может полностью расходиться с подвижной ре­альностью жизни детей. По мере того как растут и меняются дети, соответственно изменяются и насущные заботы. Для большей результативности уроки эмоциональной грамотности надо согла­совывать с уровнем развития ребенка и повторно преподавать их в разном возрасте наиболее подходящим способом, соответству­ющим меняющемуся пониманию ребенка и проблемам, с кото­рыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути.

Эмоциональный интеллект

423

Но возникает вопрос: как рано надо начинать? Некоторые считают, что более всего для этого подходят первые несколько лет жизни. Педиатр из Гарвардского университета Т. Берри Брейзелтон уверен, что многим родителям было бы очень по­лезно пройти определенную подготовку, чтобы стать эмоцио­нальными наставниками для своих малолетних детей, как это делают программы «Посещение на дому». Уже неоднократно была доказана необходимость более методично уделять внима­ние вопросам развития навыков общения и умения контроли­ровать эмоции в программах подготовки к школе, таких как «Рывок вперед на старте». Как следует из Главы 12, подготов­ленность детей к усвоению знаний в значительной степени за­висит от наличия у них хотя бы некоторых из основных навы­ков контроля над эмоциями. Дошкольный период оказывается чрезвычайно важным в смысле приобретения основополагаю­щих навыков и умений, и есть свидетельства того, что «Рывок вперед на старте», если все проходит нормально (кстати ска­зать, важное замечание), часто оказывает длительное благотвор­ное влияние в эмоциональном и социальном плане на жизнь тех, кто окончил курс по этой программе, даже в первые годы после достижения совершеннолетия; у них меньше проблем с наркотиками и задержаниями, более удачные браки и выше квалификация, обеспечивающая им определенный заработок.

Такого рода вмешательства срабатывают наилучшим обра­зом, если они следуют эмоциональному графику развития ре­бенка. Судя по воплям новорожденных, дети испытывают силь­ные чувства с момента своего появления на свет. Однако го­ловной мозг младенца еще весьма далек от полного развития. Как было показано в Главе 15, только когда его нервная систе­ма полностью разовьется, а этот процесс идет в соответствии с ходом природных биологических часов в период детства и пер­вые годы юности, только тогда эмоции ребенка созреют окон­чательно. Набор эмоций новорожденного весьма примитивен по сравнению с репертуаром пятилетнего ребенка, который, в свою очередь, намного беднее спектра чувств подростка. В са­мом деле, взрослые слишком легко впадают в ошибку, думая, что дети уже достигли зрелости, не считаясь с их возрастом и забывая, что момент проявления каждой эмоции на протяже-

424

^ Дэниел Гоулман

нии развития ребенка заранее запрограммирован. Так, напри­мер, четырехлетний ребенок за хвастовство может получить за­мечание от родителя, однако смущение, способное развить скромность, проявляется не раньше, чем ребенку исполнится пять лет.

График времени социального роста тесно переплетается с родственными направлениями развития, в особенности в от­ношении познавательной способности, с одной стороны, и мозга и биологического созревания — с другой. Как мы уже выяснили, эмоциональные способности, такие как эмпатия и эмоциональная саморегуляция, начинают формироваться фак­тически с младенчества. Год, проведенный в детском саду, от­мечает пик созревания «социальных эмоций» — таких чувств, как незащищенность и скромность, ревность и зависть, гор­дость и уверенность, — в общем, всего, что требует способнос­ти сравнивать себя с другими. Пятилетний малыш, вступая в более широкий социальный мир школы, вступает также и в мир социального сравнения. Эти сравнения вызываются не только внешним изменением, но и появлением познавательного на­выка: способности сравнивать себя с другими по отдельным качествам, будь то популярность, привлекательность или талант­ливое катание на скейтборде. Это тот возраст, в котором, к при­меру, девочка, имеющая старшую сестру — круглую отлични­цу, может — по сравнению — начать считать себя «тупой».

Д-р Дэвид Гамбург, психиатр и президент «Карнеги корпо­рейшн», дававший оценку новаторским программам эмоцио­нального воспитания, считает, что возраст перехода в началь­ную школу, а затем еще и в первые четыре класса средней шко­лы знаменует два решающих момента в адаптации ребенка. Для детей в возрасте от шести до одиннадцати лет, по мнению Гам­бурга, «школа представляет собой суровое испытание и прино­сит определяющий опыт, который сильно повлияет на отроче­ство и дальнейшую жизнь детей. Чувство самоценности у ре­бенка в значительной степени зависит от его или ее способно­сти добиться успехов в школе. Ребенок, не успевающий в школе, приводит в действие установки на заведомый провал, которые могут затуманить перспективы на всю жизнь». Как отмечает

Эмоциональный интеллект

425

Гамбург, «чтобы извлекать пользу из обучения в школе, одним из самых необходимых качеств является способность отсрочи­вать удовольствие, быть социально ответственным в надлежа­щем смысле, сохранять контроль над своими эмоциями и иметь оптимистический взгляд на жизнь» — иными совами, эмоцио­нальный интеллект.

Период полового созревания — поскольку это время чрез­вычайных изменений в биологии, умственных способностях и деятельности головного мозга — представляет собой решающий период и для преподавания эмоциональных и социальных уро­ков. Что же касается подросткового возраста, то, как замечает Гамбург, «большинство подростков в десять—пятнадцать лет подвергаются соблазну половой жизни, алкоголя и наркотиков, курения» и другим искушениям.

Переход в среднюю школу или по крайней мере в первые четыре класса средней школы знаменует окончание детства и сам по себе представляет невероятно трудное в эмоциональном отношении испытание сил. Помимо других проблем, практи­чески все ученики, вступая в новую школьную структуру, ис­пытывают «провал» в уверенности в себе и всплеск застенчи­вости. Их представления о самих себе становятся шаткими, и в них наступает полная неразбериха. Одно из сильнейших потря­сений касается «социальной самооценки» — убеждения учени­ков, что они способны завязывать и поддерживать дружеские отношения. Именно в этот момент, как считает Гамбург, это и помогает укрепить способность девочек и мальчиков строить близкие взаимоотношения, избегать кризисов в дружбе и вос­питывать уверенность в себе.

По мнению Гамбурга, когда ученики поступают в среднюю школу, то есть как раз на пороге отрочества, проявляется отли­чие тех, кто прошел курс эмоциональной грамотности: их мень­ше, чем сверстников, беспокоят такие вещи, как давление со стороны одноклассников, повышение академических требова­ний и соблазн закурить и попробовать наркотики. Они научи­лись владеть своими эмоциями, что — по крайней мере на ко­роткое время — предохранит их от сумятицы чувств и влияний, с которыми им скоро придется столкнуться.

^ 426

Дэниел Гоулллан

Главное — правильно выбрать время

Когда специалистам по психологии развития удалось со­ставить карту развития эмоций, они получили возможность более точно определять, какие уроки следует преподавать де­тям в каждый период раскрытия эмоционального интеллекта; какие устойчивые дефициты вероятнее всего обнаружатся у тех, кто не сумеет овладеть нужными компетенциями в надлежащие моменты, и какая исправительная подготовка могла бы воспол­нить то, что было упущено.

В «Нью-Хейвенской программе», к примеру, детям млад­ших классов преподают основополагающие знания по самопо­знанию, взаимоотношениям и принятию решений. В первом классе ученики сидят кружком и перекатывают «куб с чувства­ми», на каждой стороне которого написаны слова «печальный» или «возбужденный». Каждый из ребят, когда подходит его оче­редь, рассказывает случай, когда он или она испытывали это чувство. Таким образом они выполняют упражнение, помога­ющее им более осознанно связывать чувства со словами и учить­ся эмпатии, слушая других и понимая, что те испытывают та­кие же чувства, что и они сами.

В четвертом и пятом классе, когда отношения между сверст­никами начинают играть в их жизни огромную роль, для них устраивают уроки, содействующие укреплению их дружеских отношений: их учат эмпатии, контролю побуждений и спосо­бам справляться с гневом. Одно занятие в школе Трауп по кур­су «Умение жить», на котором пятиклассники учатся распо­знавать эмоции по выражению лица, в основном посвящено сопереживанию. Так, для обучения контролю побуждений было устроено специальное табло в виде светофора, на котором от­четливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкрет­ных шагов.

Красный свет 1. Остановись, успокойся и подумай, преж­де чем действовать.

Желтый свет 2. Расскажи о своих трудностях и о том, ка­кие чувства ты при этом испытываешь. 3. Поставь себе позитивную цель.

Эмоциональный интеллект

427

4. Продумай варианты решений.

5. Заранее подумай о последствиях.
Зеленый свет 6. Приступай к действиям и следуй наилуч­
шему плану.

К этому остроумному приспособлению в виде «светофора» регулярно прибегают, когда ребенок, к примеру, готов прийти в ярость, разобидеться при проявлении неуважения или разра­зиться слезами, когда его поддразнивают; при этом предлага­ется набор конкретных шагов, помогающих справиться с эти­ми напряженными моментами более взвешенными способами. Помимо обуздывания чувств, указывается более эффективный способ действовать. А став привычным способом справляться с бурным эмоциональным порывом, то есть думать, прежде чем действовать под влиянием чувств, он может стать и главной стратегией, помогающей справляться с опасностями подрост­кового возраста и последующей жизни.

В шестом классе эти уроки имеют более непосредственное отношение к искушениям и всяческим влияниям, толкающим детей к сексу, наркотикам и выпивке, начинающим проникать в их жизнь. К девятому классу, когда подростки лицом к лицу сталкиваются с более расплывчатой социальной реальностью, особое значение приобретает способность смотреть на дело с разных точек зрения — своей и других причастных к этому лю­дей. «Если парень приходит в ярость, увидев, что его подружка разговаривает с другим мальчиком, — говорит один из нью-хей-венских учителей, — ему стоит порекомендовать подумать о том, что могло бы произойти дальше и с их точки зрения тоже, а не просто бросаться очертя голову в конфронтацию».

^ Эмоциональная грамотность как предупредительная мера

Некоторые наиболее эффективные программы повышения эмоциональной грамотности разрабатывались в качестве вспо­могательного средства для решения какой-либо конкретной проблемы, в особенности проблемы насилия. Одним из самых

428

Дэниел Гоулллан

быстро распространяющихся курсов обучения эмоциональной грамотности, вызванных к жизни стремлением принять пре­дупредительные меры, является «Программа творческого раз­решения конфликтов», принятая в нескольких сотнях бесплат­ных средних школ города Нью-Йорка и школах по всей стране. Курс разрешения конфликтов сфокусирован на том, как ула­живать споры на школьном дворе, которые могут перерасти в инциденты вроде того случая, когда Йен Мур и Тайрон Синк­лер были застрелены их одноклассником в коридоре средней школы Джефферсона.

Линда Лантьери, составитель «Программы творческого раз­решения конфликтов» и директор расположенного в Манхэт-тене Национального центра по разработке методов ее реализа­ции, считает, что цель программы выходит далеко за рамки простого предотвращения ссор и стычек. По ее мнению, «про­грамма наглядно демонстрирует ученикам, что у них имеется широкий выбор способов улаживания конфликта, помимо пас­сивности или агрессии. Мы объясняем им всю бесполезность насилия и предлагаем в качестве замены приобрести конкрет­ные навыки. Дети учатся отстаивать свои права, не прибегая к насилию. Эти навыки пригодятся им в течение всей жизни, причем не только тем, кто более других склонен к насилию».

Так, одно упражнение построено на том, что ученики вы­бирают простой реалистический способ, который помог бы им уладить какой-то возникший у них конфликт. В другом упраж­нении ученики разыгрывают сцену, в которой старшей сестре, занятой приготовлением домашнего задания, до смерти надое­дает оглушительный рэп, развлекающий ее младшую сестру. В полном расстройстве она выключает проигрыватель, несмотря на протесты сестры. Класс сообща придумывает способы ре­шения этой проблемы, приемлемые для обеих сестер.

Для успешной реализации этой программы необходимо вывести ее за пределы классной комнаты и внедрять на игро­вых площадках и в кафетериях, где существует наибольшая ве­роятность взрыва эмоций. С этой целью некоторых учеников обучают искусству выступать в роли посредника, которое мо­жет им пригодиться в старших классах начальной школы. И если в какой-то ситуации напряжение кончается взрывом, уче-

^ Эмоциональный интеллект

429

ники всегда могут обратиться к посреднику, чтобы тот помог им разрешить конфликт. «Миротворцев» школьного двора учат прекращать драки, насмешки и угрозы, улаживать межрасовые инциденты и другие опасные своими последствиями события школьной жизни.

Посредники должны уметь так формулировать свои выска­зывания, чтобы обе стороны были уверены в их полной бес­пристрастности. Их тактические приемы заключаются в том, что найти общий язык с участниками конфликта и убедить их выслушать другую сторону, никого не перебивая и не оскорб­ляя. Они призывают обе стороны успокоиться и высказать свою точку зрения, а потом соответственно пересказать услышанное, подтвердив тем самым, что они действительно выслушали и поняли друг друга. Затем посредники пытаются найти реше­ние, которое удовлетворило бы обе стороны, причем такого рода миротворчество часто заканчивается подписанием двусторон­него соглашения.

Помимо посредничества в любом споре программа учит школьников прежде всего обдумывать разногласия с разных сторон. Как сообщил Энджел Перес, подготовленный к роли примирителя во время учебы в начальной школе, программа «изменила мой образ мыслей. Я-то раньше был уверен, что если кто-то дразнит меня или что-то мне сделает, то единственный способ расквитаться с ним — это драка. С тех пор как я прошел эту программу, у меня выработался более позитивный образ мышления. Если со мной дурно обойдутся, я не стану пытаться отплатить той же монетой, а постараюсь решить эту пробле­му». И он нашел себя, занявшись распространением этого ме­тода решения проблем.

Хотя в круг внимания «Программы творческого разрешения конфликтов» помещено предупреждение насилия, Лантьери счи­тает, что у нее более широкие цели. С ее точки зрения, навыки и умения, необходимые для предотвращения разгула насилия, нельзя отделять от полного спектра эмоциональной компетент­ности, то есть, к примеру, осознание того, что вы чувствуете, или того, как справиться с порывом или горем, так же важно для пре­дотвращения насилия, как и умение справляться с гневом. Боль­шая часть этой подготовки имеет отношение к основам эмоцио-

^ 430

Дэниел Гоулман

нальной компетентности, таким как распознавание расширен­ного диапазона чувств и умение назвать их и сопереживать. Опи­сывая результаты оценки эффективности ее программы, Ланть-ери с нескрываемой гордостью указала на повышение «заинте­ресованности детей», резкое уменьшение количества драк, ос­корбительных поступков и брани.

Аналогичное совпадение мнений относительно эмоцио­нальной грамотности наблюдалось и в ассоциации психологов, пытающихся найти способы помочь молодым людям, идущим по пути, который доведет их до жизни, отмеченной преступле­ниями и насилием. Множество исследований таких мальчиков, как мы уже видели в Главе 15, создали отчетливое представле­ние о пути, избираемом большинством ребят, которые начи­нают с импульсивности и вспыльчивости в первых классах школы, затем к концу начальной школы превращаются в от­верженных социумом, связываются с кругом себе подобных и увязают в череде преступлений в возрасте учеников средней школы. На пороге совершеннолетия у большой части этих маль­чиков уже есть полицейские досье и готовность к насилию.

Когда дело дошло до разработки вариантов вмешательства, которое помогло бы этим мальчикам сойти с пути насилия и преступлений, то в результате опять же была создана програм­ма преподавания эмоциональной грамотности. Одной из них, разработанной совместно Кэрол Куше и Марком Гринбергом в Университете штата Вашингтон, является учебная програм­ма САСМ (САСМ — это аббревиатура «Стимулирования аль­тернативных стратегий мышления»). Хотя больше всех в по­добных уроках нуждаются те, кто больше всех рискует двинуться по пути, ведущему к преступлениям и насилию, этот курс пре­подается всему классу во избежание любого привлечения вни­мания к вызывающей наибольшее беспокойство подгруппе.

Все же такие уроки полезны всем детям. Они предусматри­вают, например, научение уже в самые первые годы учебы в школе сдерживать свои порывы; при отсутствии этого умения дети испытывают особенные затруднения с сосредоточением внимания на преподаваемых предметах и поэтому отстают в учебе и оценках. Еще один важный момент — это умение рас­познавать свои чувства; курс САСМ рассчитан на пятьдесят

Эмоциональный интеллект

431

уроков, посвященных различным эмоциям, во время которых самым маленьким рассказывают о главных из них, таких как счастье и гнев, а позднее останавливаются на более сложных чувствах — ревности, гордости и сознании вины. На уроках осознания эмоций их учат наблюдать затем, что чувствуют они и окружающие их люди, и —что особенно важно для склонных к агрессии — распознавать, когда кто-то действительно настро­ен враждебно, а когда, напротив, они сами приписывают кому-то враждебное отношение.

Разумеется, один из самых важных уроков посвящен уме­нию справляться с гневом. Основное, что дети узнают о гневе (равно как и обо всех остальных эмоциях), это то, что «испы­тывать любые чувства — это нормально», но одни реакции до­пустимы, а другие — нет. И в этом курсе одним из средств обу­чения самоконтролю служит то же самое упражнение со «све­тофором», которое используют в школах Нью-Хейвена. Дру­гие разделы программы помогают детям в налаживании дружеских отношений в противовес социальному неприятию, которое может подтолкнуть ребенка к преступлению.

^ Новый взгляд на школьное образование: обучение жизнью, заботливые сообщества

Ни для кого не секрет, что сегодня в подрастающем поко­лении постоянно растет число тех, кому их семьи не обеспечи­вают возможность занять прочное положение в жизни, и шко­лы остаются единственным местом, куда могут обращаться представители разных групп населения, чтобы исправить не­достатки детей в эмоциональной и социальной компетентнос­ти. Это вовсе не означает, что только школы призваны заме­нить все социальные институты, которые слишком часто либо уже развалились, либо стоят на пороге развала. Но поскольку практически каждый ребенок ходит в школу (по крайней мере в первые классы начальной школы), она становится местом, где детям можно преподать главные уроки умения жить, кото­рые они не получат никаким иным способом. Эмоциональная грамотность означает наличие более широких полномочий на

432

Дэниел Гоулман

получение образования, восполняя пробел в социализации де­тей, возникший из-за некомпетентности их семей. Столь ко­лоссальная задача требует двух важных изменений: чтобы учи­теля вышли за рамки своей традиционной миссии и чтобы люди в каждом сообществе проявили большую заинтересованность в деле образования.

В любом случае наличие учебного курса эмоциональной грамотности может иметь гораздо меньшее значение, чем то, как уроки этого курса преподаются. Пожалуй, нет другого та­кого предмета, для преподавания которого качества учителя так много значат, поскольку то, как преподаватель обращается с классом, само по себе есть образец, фактически урок, эмоцио­нальной компетентности — или ее отсутствия. Всякий раз, ког­да учитель реагирует на одного ученика, остальные двадцать— тридцать получают урок.

В племени учителей происходит своего рода самоотбор тех, кто тяготеет к подобным учебным дисциплинам, потому что не каждый по характеру годится для их преподавания. Начать с того, что учителям нужно чувствовать себя комфортно, говоря об эмоциях; далеко не все учителя не испытывают при этом за­труднений или хотят этим заниматься. Стандартное образова­ние, получаемое учителями, не включает почти ничего из того, что подготовило бы их к преподавательской деятельности та­кого рода. По этим причинам программы преподавания эмо­циональной грамотности, как правило, предоставляют будущим учителям рассчитанную на несколько недель специальную под­готовку по методике преподавания этого предмета.

Несмотря на то что многие учителя вначале неохотно берут­ся за обсуждение темы, которая кажется не имеющей никакого отношения к их профессиональной подготовке, есть данные, говорящие о том, что как только они соглашаются попробовать заняться этим, большинство бывает довольно и не отказывается от этого. В школах Нью-Хейвена, когда учителя впервые узна­ли, что их будут обучать преподаванию новых курсов эмоцио­нальной грамотности, 31 процент заявили, что займутся этим с большой неохотой. По истечении года преподавания этих кур­сов более 90 процентов учителей признались, что довольны ими и хотят продолжить их преподавание в следующем году.

Эмоциональный интеллект

433

^ Расширенная миссия школ

Помимо расширения педагогического образования, эмо­циональная грамотность расширяет и наше представление о задачах собственно школ, превращая их в посредника обще­ства, который следит за тем, чтобы дети усваивали эти уроки, необходимые для жизни, то есть происходит возврат к клас­сической роли образования. Этот более масштабный проект требует — помимо любых конкретных вопросов, связанных с учебной программой, — использования возможностей помо­гать в классе и вне класса учащимся превращать моменты лич­ного кризиса в уроки эмоциональной компетентности. Наи­лучшие результаты получаются тогда, когда уроки в школе ко­ординируются с тем, что происходит у детей дома. Многие программы эмоциональной грамотности включают специаль­ные занятия для родителей, где им объясняют, что изучают их дети, не для того, чтобы они просто дополняли то, что сооб­щается в школе, а чтобы помочь родителям, которые ощуща­ют потребность лучше разбираться в эмоциональной жизни своих детей.

Таким образом, дети получают согласованную информацию об эмоциональной компетентности во всех разделах своей жиз­ни. В школах Нью-Хейвена, по словам Тима Шрайвера, руко­водителя «Программы социальной компетентности», «если дети затеют ссору в кафетерии, их направят к посреднику из их кру­га, который сядет с ними и проработает их конфликт по той же самой методике рассмотрения вещей с разных точек зрения, которую они узнали в классе. Тренеры будут использовать эту методику для разрешения конфликтов на игровом поле. Мы устраиваем занятия для родителей, обучая их пользоваться эти­ми методами дома с детьми».

Такое параллельное подкрепление этих эмоциональных уроков — не только в классной комнате, но и на игровой пло­щадке, не только в школе, но и дома — представляется опти­мальным. Это означает более тесное объединение школы, ро­дителей и общины и повышает вероятность того, что знания, усвоенные детьми на занятиях по эмоциональной грамотнос­ти, не останутся в стенах школы и что после опробования они

434

Дэниел Гоулман

будут использовать эти знания на практике и оттачивать их в настоящих испытаниях, которые ставит жизнь.

Такой фокус внимания придает новую форму школьному образованию еще в одном отношении, а именно в отношении создания школьной культуры, превращающей школу в «забот­ливое содружество», в место, где ученики чувствуют себя ува­жаемыми людьми, которыми интересуются и которые связаны с однокашниками, учителями и самой школой. К примеру, школы в таких районах, как Нью-Хейвен, где высок процент распадающихся семей, предлагают ряд программ, для реализа­ции их в общине набирают неравнодушных людей, которые будут заниматься с учащимися, у которых домашняя обстанов­ка в лучшем случае нестабильна. В нью-хейвенских школах от­ветственные взрослые выражают желание стать наставниками, постоянными спутниками для учеников, терпящих неудачи, у кого дома мало или вообще нет взрослых, занимающихся их воспитанием.

Таким образом, при разработке оптимального варианта программ эмоциональной грамотности необходимо учитывать следующие условия: реализацию программы надо начинать достаточно рано, соблюдать соответствие возрастной группе, осуществлять программу на протяжении всего периода обуче­ния в школе и объединять усилия заинтересованных лиц в шко­ле, дома и в сообществе.

Но даже если многое из этих программ вписывается в суще­ствующее расписание школьного дня, они все же вносят суще­ственные изменения в любой школьный план. Было бы крайне наивным не учитывать трудности при введении таких программ в курс школьного обучения. Многие родители, возможно, счи­тают, что тема сама по себе слишком личная для вынесения ее на обсуждение в школе и что лучше предоставлять родителям решать такие вопросы (аргумент весьма убедительный, если ро­дители действительно обращаются к этим темам, но уже не та­кой весомый, если родители об этом забывают). Кстати сказать, одни учителя с неохотой уступают вторую часть учебного дня предметам, которые кажутся им слишком далекими от академи­ческих основ, другим вообще не очень удобно обсуждать эти темы и еще заниматься их преподаванием, но всем им потребуется


akcionernoe-obshestvo-uralgrazhdanproekt.html
akcionernoe-predpriyatie-v-sisteme-rinochnih-otnoshenij-chast-4.html
akcionernogo-obshestva-nikologrskaya-shvejnaya-fabrika.html
akciya-dobra-k-20-letiyu-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
akciya-kak-finansovij-instrument-na-primere-bankovskoj-deyatelnosti-chast-13.html
akciya-kak-finansovij-instrument-na-primere-bankovskoj-deyatelnosti-chast-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoe-respiratornoe-obshestvo-federalnie-klinicheskie-rekomendacii-po-diagnostike-i-lecheniyu-bronhialnoj-astmi.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-issledovatelskoj-raboti-po-genetike-pri-modulnoj-tehnologii-obucheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dzhon-golsuorsi-saga-o-forsajtah-vpetle-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religioznaya-antropologiya-nauchnaya-biblioteka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dlya-pedagogov-osushestvlyayushih-realizaciyu-integrirovannogo-kursa-v-ramkah-predmetov-okruzhayushij-mir-prirodovedenie-biologiya-obzh-kemerovo-2008.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-divnomorskoe-gelendzhikskij-rajon-krasnodarskij-kraj-rossiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimirskaya-oblast-respublika-bashkortostan.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-sportivno-tehnicheskaya-napravlennost-publichnij-doklad.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/korol-olen-gocci-karlo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/logicheskij-pozitivizm.html
  • college.bystrickaya.ru/2-obespechenie-podderzhki-programmam-obmena-igl-i-shpricev-rukovodstvo-dlya-stran-centralnoj-i-vostochnoj-evropi.html
  • writing.bystrickaya.ru/institut-bankrotstva.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-sovershenstvovanie-konstruktivno-tehnologicheskoj-shemi-i-obosnovanie-osnovnih-parametrov-diskovoj-posevnoj-sekcii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-miller-brewing-kniga-osnovivalas-na-provedennom-mckinsey-issledovanii-75-ti-v-visshej-stepeni-uvazhaemih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-8020.html
  • university.bystrickaya.ru/estestvennij-nochnoj-otdih-po-zakonam-prirodi-lyudmila-martinova.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminarskoe-zanyatie-8-tema-vvedenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-byudzhetnom-processe-v-municipalnom-obrazovanii-gorod-naberezhnie-chelni-glava-obshie-polozheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektu-po-discipline-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekspert-glebov-aa-kpn-professor-kafedra-pedagogiki-vgpu-b3b2-psihologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chernishevskij-n-g-visochajshij-patriotizm.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-rukovoditelyam-uchrezhdenij-obrazovaniya-po-organizacii-obespecheniya-bezopasnosti-uchrezhdenij-obrazovaniya-2011-god-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-070210-muzikalnoe-zvukooperatorskoe-masterstvo-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshinski-plan-za-razvitie-na-obshina-grad-dobrich-aktualizaciya-2012-g-obshina-grad-dobrich-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-ogbou-spo-rodnikovskij-politehnicheskij-kolledzh.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-organizacii-setevogo-marketinga-na-primere-kompanii-amazoncom.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-ssuzov-kemerovo-2010-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-parametri-kachestva-znanij-po-himii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/superkompyuteri-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100-vichislitelnaya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-o-tom-chto-osoznanie-nami-svoej-grehovnosti-privodit-boga-v-umilenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modern-building-materials-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-1-kursa-specialnosti-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/112tip-dnyasezon-daytypeseason-vdokumente-predstavleno-opisanie-profilya-edinoj-informacionnoj-modeli-sim.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-poryadok-razrabotki-i-primeneniya-tekushih-prognoznih-indeksov-na-razlichnih-stadiyah-investicionnogo-processa.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-strahovaniya-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-geroi-i-sobitiya-opisannie-nizhe-ne-vidumani-a-vzyati-iz-zhizni-s-dokumentalnoj-dostovernostyu-vse-uchastniki-opisivaemih-sobitij-eto-realno-sushestvuyushie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.