.RU

Александр Галич первый диссидент Советского Союза


Александр Галич – первый диссидент Советского Союза,

первый бард и защитник евреев

(из цикла «От Баратынского до Бродского:

сто еврейских имён в русской поэзии»)

Хочу, прежде всего, напомнить, кого называют диссидентами. Это слово происходит от латинского и означает человека, не придерживающегося официальной, господствующей идеологии или вероисповедания, другое слово-синоним – инакомыслящий.

В начале 1960-х годов, когда ещё не было песен Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, на первых магнитофонных бобинах (тогда ещё не было даже компактных, портативных магнитофонов!) появились песни-баллады мало кому известного Александра Галича. Галич был зачинателем жанра авторской песни в Советском Союзе, то есть такой песни, в которой сам являлся поэтом, композитором, исполнителем. Галич брал в руки гитару и пел, иногда – говорил речитативом, то есть ритмической мелодекламацией, – пел и говорил языком улицы, коммунальных квартир и задворок, языком забегаловок и пивных баров. В его песнях был запечатлён специфический жаргон рядового советского обывателя, а это уже делало его поэзию своего рода театром, где перед читателем, слушателем проходили разнообразные человеческие типы – те особые типы, которые спустя много лет получили общую презрительную кличку «совок». Вместе с тем Галич сумел выразить витавшее над советским обществом после ХХ съезда партии чувство перемен, рассказать о своём поколении, пережившем войну, потерю близких, страх репрессий, растерянность перед ложью правителей страны и душевную сумятицу от этого, он сумел прикоснуться к самым болевым точкам современной ему жизни. В этих главных направлениях его творчества за ним вскоре последует самый знаменитый из современных бардов России – Владимир Высоцкий, считавший всегда Галича своим учителем. Галич был первым советским диссидентом, который не только на кухнях малогабаритных квартир в Москве и других крупных советских городах выражал своё несогласие с тем, что происходило в стране, но в сатирической форме критиковал существовавший в то время общественный строй. За это его лишат всех привилегий и насильно отправят за рубеж. Но об этом я расскажу чуть дальше.

В ряде песен Галича отражена трагедия евреев периода Катастрофы (например, об этом рассказывает поэма в песнях «Кадиш», посвящённая Янушу Корчаку). Галич – автор стихов, посвящённых памяти Соломона Михоэлса, и большого цикла «Песни исхода», рассказывающих о выезде советских евреев в Израиль…

Хочу предложить в начале моей статьи несколько песен-баллад Александра Галича. Стихотворение «Засыпая и просыпаясь» – напоминание о Бабьем Яре тем, кто забыл об этой трагедии либо равнодушен к ней…

Засыпая и просыпаясь
^ Всё снежком январским припорошено, стали ночи долгие лютей…
Только потому, что так положено, я прошу прощенья у людей.

Воробьи попрятались в скворечники, улетели за море скворцы…

Грешного меня – простите, грешники! Подлого – простите, подлецы!

Вот горит звезда моя субботняя, равнодушна к лести и хуле…

Я надену чистое исподнее, семь свечей расставлю на столе.

Расшумятся к ночи дурни-лáбухи, вéтра и позёмки чертовня…

Я усну, и мне приснятся запахи мокрой шерсти, снега и огня.

А потом из прошлого бездонного выплывёт озябший голосок –

Это мне Арина Родионовна скажет: «Нит гедайге,* спи, сынок!

Сгнило в вошебойке платье узника. Всем печалям подведён итог.

А над Бабьим Яром – смех и музыка. Так что – всё в порядке! Спи, сынок!

Спи, но в кулаке зажми оружие – ветхую Давидову пращу!»

…Люди мне простят от равнодушия. Я им – равнодушным – не прощу!


* Не расстраивайся, не огорчайся (идиш)


^ Из цикла «Песни исхода» – об отъезде советских евреев в Израиль в начале 1970-х годов

Посвящение: Галиньке и Виктору – мой прощальный подарок.

Эпиграф из Евангелия от Матфея: «…но идущий за мной сильнее меня…»
^ Уезжаете?! Уезжайте – за таможни и облака!
От прощальных рукопожатий похудела моя рука!

Я не плакальщик и не стража, и в литавры не стану бить.

Уезжаете?! Воля ваша! Значит, так посему и быть!

И плевать, что на сердце кисло, что прощанье, как в горле ком…

Больше нету ни сил, ни смысла ставить ставку на этот кон!

Разыграешься только-только, а уже из колоды – прыг! –

ни семёрка, ни туз, ни тройка – окаянная дама пик!

И от этих усатых шатий, от анкет и ночных тревог –

уезжаете?! Уезжайте, улетайте – и дай вам Бог!

Улетайте к неверной правде от взаправдашних мёрзлых зон.

Только мёртвых своих оставьте, не тревожьте их мёртвый сон!

Там – в Понарах (селение в Белоруссии – Д.Х.) и Бабьем Яре, где поныне и следа нет,

лишь пронзительный запах гари будет жить ещё сотни лет!

В Казахстане и Магадане, среди снега и ковыля…

Разве есть земля богоданней, чем безбожная эта земля?!

И под мраморным обелиском на распутице площадей,

где, крещёных единым списком, превратила их смерть в людей!

А над ними шумят берёзы – у деревьев своё родство!

А над ними звенят морозы на Крещенье и Рождество!

…Я стою на пороге года – ваш сородич и ваш изгой,

ваш последний певец исхода, но за мною придёт другой!

На глаза нахлобучив шляпу, дерзкой рыбой, пробившей лёд,

он пойдёт, не спеша, по трапу в отлетающий самолёт!

Я стою… Велика ли странность?! Я привычно машу рукой!

Уезжайте! А я останусь. Кто-то должен, презрев усталость,

наших мёртвых стеречь покой!

20 декабря 1971
Кадиш

Кадиш – еврейская поминальная молитва, которую произносит сын в память о покойном отце. Эта поэма посвящена памяти великого польского писателя, врача и педагога Якова Гольдшмидта (Януша Корчака), погибшего вместе со своими воспитанниками из варшавской школы-интерната «Дом сирот» в лагере уничтожения Треблинка.


Как я устал повторять бесконечно всё то же и то же,

падать и вновь на своя возвращаться круги!

Я не умею молиться, прости меня, Господи Боже,

я не умею молиться, прости меня и помоги!..


^ А по вечерам всё так же, как ни в чём не бывало, играет музыка:


Сан-Луи блюз – ты во мне как боль, как ожог,

Сан-Луи блюз – захлёбывается рожок!

А вы сидите, и слушаете,

и с меня не сводите глаз…

Вы платите деньги, и слушаете,

и с меня не сводите глаз...

Вы жрёте, пьёте, и слушаете,

и с меня не сводите глаз…

И поёт мой рожок про дерево,

на котором я вздёрну вас! Да-с, да-с…


^ Януш Корчак в своём дневнике однажды записал:

«Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается…»


Уходят из Варшавы поезда,

и всё пустее гетто, всё темней,

глядит в окно чердачная звезда,

гудят всю ночь, прощаясь, поезда,

а я прощаюсь с памятью своей…

Цыган был вор, цыган был врун,

но тем милей вдвойне.

Он трогал семь певучих струн,

и улыбался мне,

и говорил: «Учись, сынок,

учи цыганский счёт –

семь дней в неделе создал Бог,

семь струн в гитаре – чёрт,

и он ведётся неспроста,

тот хитрый счёт, пойми,

ведь даже радуга и та,

из тех же из семи

цветов…»


Осенней медью город опалён,

а я – хранитель всех его чудес,

я не разменным одарён рублём;

мне ровно двадцать семь,

и я влюблён во всех дурнушек

и во всех принцесс!


Осени меня своим крылом,

город детства с тайнами неназванными,

счастлив я, что и в беде, и в праздновании

был слугой твоим и королём.

Я старался сделать всё, что мог,

не просил судьбу ни разу: высвободи!

И скажу на самой смертной исповеди,

если есть на свете детский Бог:

всё я, Боже, получил сполна,

где, в которой расписаться ведомости?

Об одном прошу: спаси от ненависти,

мне не причитается она.


И вот я врач, и вот военный год,

мне семью пять, а веку – семью два,

в обозе госпитальном – кровь и пот,

и кто-то, помню, бредит и поёт

печальные и странные слова:

«Гори, гори, моя звезда, звезда любви приветная!

Ты у меня – одна заветная, другой не будет…»


Ах, какая в тот день приключилась беда,

по дороге затопленной, по лесу,

чтоб проститься со мною, с чужим, навсегда

ты прошла пограничную полосу.

И могли ль мы понять в том году роковом,

что беда обернётся пощадою,

полинявшее знамя пустым рукавом

над платформой качалось дощатою.

Наступила внезапно чужая зима,

и чужая, и всё-таки близкая,

Шла французская фильма в дрянном «синема»,

барахло торговали австрийское,

понукали извозчики дохлых коняг,

и в кафе, заколоченном наглухо,

мы с тобою сидели, и пили коньяк,

и жевали засохшее яблоко.

И в молчанье мы знали про нашу беду,

и надеждой не тешились гиблою,

и в молчанье мы пили за нашу звезду,

что печально горит над могилою:

«Умру ли я, и над могилою гори, сияй…»


Уходят из Варшавы поезда,

и скоро наш черёд, как ни крути…

Ну, что ж, гори, гори, моя звезда,

моя шестиконечная звезда,

гори на рукаве и на груди!


Окликает эхо давним прозвищем,

и лежит снег покровом пряничным,

когда я снова стану маленьким,

а мир – опять большим и праздничным,

когда я снова стану облаком,

когда я снова стану зябликом,

когда я снова стану маленьким,

и снег опять запахнет яблоком,

меня снесут с крылечка, сонного,

и я проснусь от скрипа санного,

когда я снова стану маленьким,

и мир чудес открою заново.

…Звезда в окне, и на груди – звезда,

и не поймёшь, которая ясней.

Гудят всю ночь, прощаясь, поезда,

глядит в окно вечерняя звезда,

а я прощаюсь с памятью моей…


^ А ещё жила в «Доме сирот» девочка Натя. После тяжёлой болезни она не могла ходить, но она очень хорошо рисовала и сочиняла песенки. Вот одна из них:


b-kadrovie-resursi-uchastie-pedagogov-ou-v-professionalnih-pedagogicheskih-konkursah-tablica-24.html
b-koncepciya-i-missiyaceli-na-period-posle-2010-goda-i-strategicheskie-zadachi.html
b-korpusi-zhoari-bos-memlekettk-kmshlk-lauazima-ornalasua-shk-konkurs-turali-habarlandiru-eknsh-etap-shk-konkurs-atisushilarina-ojilatin-orta-blktlk-talaptar-s-o-5-sanati-shn.html
b-korpusini-bos-kmshlk-memlekettk-lauazimdarina-ornalasua-osi-memlekettk-organ-arasindai-shk-konkurs-turali-habarlandiru-barli-konkursa-atisushilara-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari.html
b-korpusini-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimina-ornalasua-zhalpi-konkurs-zhariyalajdi-alali-rilis-blmn-basshisi.html
b-korpusini-uaitsha-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimina-ornalasua-osi-memlekettk-organni-memlekettk-izmetshler-arasinda-shk-konkurs-zhariyalajdi.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-tolpe.html
  • turn.bystrickaya.ru/polsko-russkie-foneticheskie-sootvetstviya.html
  • studies.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-kovka-metalla.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-istochnikov-socialno-ekonomicheskie-institucionalno-pravovie-i-kulturno-istoricheskie-komponenti-razvitiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nam-pomozhet-vanuatu-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-raschetnoj-ocenki-upravlyaemosti-i-ustojchivosti-avtomobilya-na-osnove-rezultatov-poligonnih-ispitanij-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-pedsovete-socializaciya-uchashihsya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-sektovedeniyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sochetanie-ubezhdeniya-i-prinuzhdeniya-v-administrativnom-upravlenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-raschet-ns-svaj-pri-dejstvii-gorizontalnih-nagruzok-konspekt-lekcij-po-osnovaniyam-i-fundamentam-oglavlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sedmaya-volna-psihologii-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-centralnogo-banka-v-bankovskoj-sisteme.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-otveti-ekspertov-na-voprosi-suda-zaklyuchenie-komissionnoj-istoriko-kulturnoj-arheologicheskoj-ekspertizi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-psihologii-prodazhi-tovara-tematicheskij-plan-lekcij-seminarov-prakticheskih-zanyatij-i-treningov-po-psihologii-prodazhi-tovara.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-chasov-po-planu-68-prakticheskih-rabot-6-kontrolnih-rabot-3-tematicheskoe-planirovanie-urokov-himii-v-8-11-klassah-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-na-20-uchebnij-god-centr-igrovoj-podderzhki-rebyonka-cipr.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proishozhdenie-solnca.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnie-normativi-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-korrekcionno-razvivayushee-obuchenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-topchihinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-imeni-geroya-rossii-dmitriya-erofeeva-topchihinskogo-rajona-altajskogo-kraya-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-po-himii-8-klass-2-chasa-v-nedelyu-vsego-70-chasov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/schet-proizvodstva-vvp-prognoz-indikatorov-ekonomiki-rf.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoki-formirovaniya-analiticheskoj-filosofii-brentano-chast-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vechnie-temi-v-lirike-f-i-tyutcheva-i-a-a-feta.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-otca-nashego-aleksandra-svirskogo-zhitiya-svyatih-tom-8-avgust.html
  • books.bystrickaya.ru/beskonechno-dalyokuyu-kazhetsya-na-pervij-vzglyad-stranica-19.html
  • diploma.bystrickaya.ru/viii-organizaciya-municipalnogo-upravleniya-tekstovaya-chast-doklada.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-dopolnitelnie-rekomendacii-rekomendacii-35-makro-uroven-36-otraslevoj-uroven-39-mikro-uroven.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-v-metodi-upravleniya-personalom-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • school.bystrickaya.ru/131-tankovij-pogrom-1941-goda-tankovij-pogrom-1941-goda.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica-ili-ispolniteli-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-seriya-televizionnij-master-klass.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-27-primeri-resheniya-zadach-uchebnik-dlya-uglublennogo-izucheniya-fiziki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-shirokom-plane-fateev-k-v-voennaya-bezopasnost-rossijskoj-federacii-i-pravovie-rezhimi-ee-obespecheniya-teoretiko-pravovoe.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-ekonomika-znanij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-sistema-programmnih-i-prognoznih-dokumentov-ispolzue-kurs-lekcij-minsk-2009-soderzhanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/422-meropriyatiya-po-territorialnomu-planirovaniyu-na-raschetnij-srok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.