.RU

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ - Против метода


^ АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Набросок основных рассуждений

[Введение] Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

[1] Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип все дозволено.

В английском издании – anything goes, "все сгодится", "все сойдет", в немецком – mach, was Du willst, "делай, что хочешь"; в аналитическом указателе и первой главе русского издания 1986 года это выражение переводилось как "допустимо все", а в 16 и 18 главе – как "все дозволено". – прим. ред. html-версии (октябрь 2001 г.)

[2] Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя контриндуктивно.

[3] Условие совместимости (consistency), согласно которому новые гипотезы логически должны быть согласованы с ранее признанными теориями, неразумно, поскольку оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию. Гипотезы, противоречащие подтвержденным теориям, доставляют нам свидетельства, которые не могут быть получены никаким другим способом. Пролиферация теорий благотворна для науки, в то время как их единообразие ослабляет ее критическую силу. Кроме того, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида.

[4] Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание. Вся история мышления конденсируется в науке и используется для улучшения каждой отдельной теории. Нельзя отвергать даже политического влияния, ибо оно может быть использовано для того, чтобы преодолеть шовинизм науки, стремящейся сохранить status quo.

[5] Ни одна теория никогда не согласуется со всеми известными в своей области фактами, однако не всегда следует порицать ее за это. Факты формируются прежней идеологией, и столкновение теории с фактами может быть показателем прогресса и первой попыткой обнаружить принципы, неявно содержащиеся в привычных понятиях наблюдения.

[6] В качестве примера такой попытки я рассматриваю аргумент башни, использованный аристотеликами для опровержения движения Земли. Этот аргумент включает в себя естественные интерпретации – идеи, настолько тесно связанные с наблюдениями, что требуется специальное усилие для того, чтобы осознать их существование и определить их содержание. Галилей выделяет естественные интерпретации, несовместимые с учением Коперника, и заменяет их другими интерпретациями.

[7] Новые естественные интерпретации образуют новый и высокоабстрактный язык наблюдения. Они вводятся и маскируются таким образом, что заметить данное изменение весьма трудно (метод анамнесиса). Эти интерпретации включают в себя идею относительности всякого движения и закон круговой инерции.

[8] Первоначальные трудности, вызванные этим изменением, разрешаются посредством гипотез ad hoc, которые одновременно выполняют и некоторую позитивную функцию: дают новым теориям необходимую передышку и указывают направление дальнейших исследований.

[9] Наряду с естественными интерпретациями Галилей заменяет также восприятия, которые, по-видимому, угрожали учению Коперника. Он согласен, что такие восприятия существуют, хвалит Коперника за пренебрежение ими и стремится устранить их, прибегая к помощи телескопа. Однако он не дает теоретического обоснования своей уверенности в том, что именно телескоп дает истинную картину неба.

[10] Первоначальные опыты с телескопом также не давали такого обоснования: наблюдения неба с помощью телескопа были смутными, неопределенными и противоречили тому, что каждый мог видеть собственными глазами. А единственная теория, которая могла помочь отделить телескопические иллюзии от подлинных явлений, была опровергнута простой проверкой.

[11] В то же время существовали некоторые телескопические явления, которые были явно коперниканскими и которые Галилей ввел в качестве независимого свидетельства в пользу учения Коперника. Однако ситуация была скорее такова, что одна опровергнутая концепция – коперниканство – использовала явления, порождаемые другой опровергнутой концепцией – идеей о том, что телескопические явления дают истинное изображение неба. Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения, благодаря тому, что писал на итальянском, а не на латинском языке, а также благодаря тому, что обращался к людям, пылко протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения.

[12] Такие "иррациональные" методы защиты необходимы вследствие "неравномерного развития" (К. Маркс, В. И. Ленин) различных частей науки. Коперниканство и другие существенные элементы новой науки выжили только потому, что при их возникновении разум молчал.

[13] Метод Галилея применим также и в других областях. Его можно использовать, например, для устранения существующих аргументов против материализма и для решения философской проблемы соотношения психического – телесного (однако соответствующие научные проблемы остаются нерешенными).

[14] Полученные результаты заставляют отказаться от разделения контекста открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике эти различия не играют никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные последствия.

[15] И наконец, гл. 6-13 показывают, что попперовский вариант миллевского плюрализма не согласуется с научной практикой и разрушает известную нам науку. Но если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная черта науки и требует анархистской эпистемологии.. Осознание того, что наука не священна и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только усиливает позиции анархизма.

[16] Даже остроумная попытка Лакатоса построить методологию, которая а) не нападает на существующее положение вещей и все-таки б) налагает ограничения на нашу познавательную деятельность, не ослабляет этого вывода. Философия Лакатоса представляется либеральной только потому, что является замаскированным анархизмом. А ее стандарты, извлеченные из современной науки, нельзя считать нейтральными в споре между современной и аристотелевской наукой, а также мифом, магией, религией и т.п.

[17] Кроме того, эти стандарты, включающие сравнение содержания, применимы не всегда. Классы содержания некоторых теорий несравнимы в том смысле, что между ними нельзя установить ни одного из обычных логических отношений (включения, исключения, пересечения), Так обстоит дело при сравнении мифов с наукой и в наиболее развитых, наиболее общих и, следовательно, наиболее мифических частях самой науки.

[18] Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той – или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали.

52-obrazci-testovih-i-kontrolnih-zadanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-otechestvennogo.html
52-ocenka-nablyudenij-pri-izvestnom-zakone-raspredeleniya-konspekt-lekcij-dlya-specialnostej-ua-fk-1995-g-i-kornilov.html
52-ocenka-zaklyucheniya-eksperta-sudom-pomosh-specialista-kniga-sudi-sudebnaya-ekspertiza-prospekt.html
52-okkultizm-v-politike-kniga-tajnaya-doktrina.html
52-opredelenie-elektrizuemosti-sipuchih-materialov-a-g-ovcharenko-s-l-rasko-elektrostaticheskaya-bezopa-snost.html
52-organicheskij-defekt-e-a-romek-psihoterapiya-rozhdenie-nauki-i-professii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sakralnaya-geometriya-duhovnogo-cheloveka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shema-vozmozhnih-variantov-vibora-programmi-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-ukazat-odin-pravilnij-otvet.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnie-hozyajstva-lichnaya-pensionnaya-strategiya-rossiyan-osnovnie-instrumenti-regionalnaya-ekonomika-teoriya-i-praktikan-3-2008.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-11-dari-dmitrij-gluhovskij-metro-2034.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-raschyot-nachalnogo-zvena-kursovoj-proekt-po-discipline-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-kpdm-09.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-samoobsledovaniyu-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-andreevo-bazarskogo-selskogo-poseleniya-reshenie-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/3-razvitie-psihicheskih-funkcij-v-obuchenii-opredelyayutsya-ih-principialnie-osnovi-i-osobennosti-pokazivaetsya-spektr.html
  • learn.bystrickaya.ru/expertonline-09042012-rinok-npf-v-ozhidanii-reform-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-aprelya-2012-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ve-shudegov-o-povishenii-roli-gosudarstvennogo-sektora-nauki-v-stimulirovanii-innovacionno-investicionnoj-deyatelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/normativnie-osnovi-regulirovaniya-poryadka-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-p-v-gladkov-zamestitel-generalnogo-direktora-po-ekonomike.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozmezdnoe-okazanie-uslug.html
  • bukva.bystrickaya.ru/predlozheniya-po-ideologii-tehnicheskogo-regulirovaniya-v-oblas-ti-ispolzovaniya-atomnoj-energii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-strahovogo-dela.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-forta-kak-ot-vinta-delovoj-vtornik-valerij-gromak-01042008-012-str-1.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-glava-2-bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij-pinguin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uchebnogo-kursa-russkaya-literatura-hh-veka.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vdoklade-posledovatelno-rassmotreni-sleduyushie-osnovnie-voprosi-issledovanie-prirodi-i-mehanizmov-gidrodinamicheskogo-vozbuzhdeniya-vibracii-trubnih-puchkov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-psihiatrii-i-narkologii-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa-fakultet-klinicheskoj-psihologii-m.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar-stranica-89.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-sozdanie-tablic.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-mezhdunarodnih-otnoshenij-napravlenie-032300-62-regionovedenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-pravovoedenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-sport-alternativa-pagubnim-privichkam.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-prigotovleniyu-betonnih-smesej-g-zlatoust-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2006-god-oao-obedinennie-mashinostro-itelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora-polozhenie-obshestva-v-mashinostroitelnoj-otrasli-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-patologiya-rechi-red-s-s-lyapidevskij-m1971-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-23-finansovaya-politika-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-ekonomicheskih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neskolko-zamechanij-o-tom-chto-daet-vnedrenie-instrukciya-po-zapolneniyu-bazi-individualnih-dannih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grizlov-b-v-monitoring-smi-14-maya-2008-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursov-povisheniya-kvalifikacii-vvedenie-v-teoriyu-i-praktiku-tyutorstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.