.RU

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ - Против метода


^ АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Набросок основных рассуждений

[Введение] Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

[1] Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип все дозволено.

В английском издании – anything goes, "все сгодится", "все сойдет", в немецком – mach, was Du willst, "делай, что хочешь"; в аналитическом указателе и первой главе русского издания 1986 года это выражение переводилось как "допустимо все", а в 16 и 18 главе – как "все дозволено". – прим. ред. html-версии (октябрь 2001 г.)

[2] Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя контриндуктивно.

[3] Условие совместимости (consistency), согласно которому новые гипотезы логически должны быть согласованы с ранее признанными теориями, неразумно, поскольку оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию. Гипотезы, противоречащие подтвержденным теориям, доставляют нам свидетельства, которые не могут быть получены никаким другим способом. Пролиферация теорий благотворна для науки, в то время как их единообразие ослабляет ее критическую силу. Кроме того, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида.

[4] Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание. Вся история мышления конденсируется в науке и используется для улучшения каждой отдельной теории. Нельзя отвергать даже политического влияния, ибо оно может быть использовано для того, чтобы преодолеть шовинизм науки, стремящейся сохранить status quo.

[5] Ни одна теория никогда не согласуется со всеми известными в своей области фактами, однако не всегда следует порицать ее за это. Факты формируются прежней идеологией, и столкновение теории с фактами может быть показателем прогресса и первой попыткой обнаружить принципы, неявно содержащиеся в привычных понятиях наблюдения.

[6] В качестве примера такой попытки я рассматриваю аргумент башни, использованный аристотеликами для опровержения движения Земли. Этот аргумент включает в себя естественные интерпретации – идеи, настолько тесно связанные с наблюдениями, что требуется специальное усилие для того, чтобы осознать их существование и определить их содержание. Галилей выделяет естественные интерпретации, несовместимые с учением Коперника, и заменяет их другими интерпретациями.

[7] Новые естественные интерпретации образуют новый и высокоабстрактный язык наблюдения. Они вводятся и маскируются таким образом, что заметить данное изменение весьма трудно (метод анамнесиса). Эти интерпретации включают в себя идею относительности всякого движения и закон круговой инерции.

[8] Первоначальные трудности, вызванные этим изменением, разрешаются посредством гипотез ad hoc, которые одновременно выполняют и некоторую позитивную функцию: дают новым теориям необходимую передышку и указывают направление дальнейших исследований.

[9] Наряду с естественными интерпретациями Галилей заменяет также восприятия, которые, по-видимому, угрожали учению Коперника. Он согласен, что такие восприятия существуют, хвалит Коперника за пренебрежение ими и стремится устранить их, прибегая к помощи телескопа. Однако он не дает теоретического обоснования своей уверенности в том, что именно телескоп дает истинную картину неба.

[10] Первоначальные опыты с телескопом также не давали такого обоснования: наблюдения неба с помощью телескопа были смутными, неопределенными и противоречили тому, что каждый мог видеть собственными глазами. А единственная теория, которая могла помочь отделить телескопические иллюзии от подлинных явлений, была опровергнута простой проверкой.

[11] В то же время существовали некоторые телескопические явления, которые были явно коперниканскими и которые Галилей ввел в качестве независимого свидетельства в пользу учения Коперника. Однако ситуация была скорее такова, что одна опровергнутая концепция – коперниканство – использовала явления, порождаемые другой опровергнутой концепцией – идеей о том, что телескопические явления дают истинное изображение неба. Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения, благодаря тому, что писал на итальянском, а не на латинском языке, а также благодаря тому, что обращался к людям, пылко протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения.

[12] Такие "иррациональные" методы защиты необходимы вследствие "неравномерного развития" (К. Маркс, В. И. Ленин) различных частей науки. Коперниканство и другие существенные элементы новой науки выжили только потому, что при их возникновении разум молчал.

[13] Метод Галилея применим также и в других областях. Его можно использовать, например, для устранения существующих аргументов против материализма и для решения философской проблемы соотношения психического – телесного (однако соответствующие научные проблемы остаются нерешенными).

[14] Полученные результаты заставляют отказаться от разделения контекста открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике эти различия не играют никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные последствия.

[15] И наконец, гл. 6-13 показывают, что попперовский вариант миллевского плюрализма не согласуется с научной практикой и разрушает известную нам науку. Но если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная черта науки и требует анархистской эпистемологии.. Осознание того, что наука не священна и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только усиливает позиции анархизма.

[16] Даже остроумная попытка Лакатоса построить методологию, которая а) не нападает на существующее положение вещей и все-таки б) налагает ограничения на нашу познавательную деятельность, не ослабляет этого вывода. Философия Лакатоса представляется либеральной только потому, что является замаскированным анархизмом. А ее стандарты, извлеченные из современной науки, нельзя считать нейтральными в споре между современной и аристотелевской наукой, а также мифом, магией, религией и т.п.

[17] Кроме того, эти стандарты, включающие сравнение содержания, применимы не всегда. Классы содержания некоторых теорий несравнимы в том смысле, что между ними нельзя установить ни одного из обычных логических отношений (включения, исключения, пересечения), Так обстоит дело при сравнении мифов с наукой и в наиболее развитых, наиболее общих и, следовательно, наиболее мифических частях самой науки.

[18] Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той – или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали.

52-obrazci-testovih-i-kontrolnih-zadanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-otechestvennogo.html
52-ocenka-nablyudenij-pri-izvestnom-zakone-raspredeleniya-konspekt-lekcij-dlya-specialnostej-ua-fk-1995-g-i-kornilov.html
52-ocenka-zaklyucheniya-eksperta-sudom-pomosh-specialista-kniga-sudi-sudebnaya-ekspertiza-prospekt.html
52-okkultizm-v-politike-kniga-tajnaya-doktrina.html
52-opredelenie-elektrizuemosti-sipuchih-materialov-a-g-ovcharenko-s-l-rasko-elektrostaticheskaya-bezopa-snost.html
52-organicheskij-defekt-e-a-romek-psihoterapiya-rozhdenie-nauki-i-professii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-ekspertnaya-gruppa-panorama-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/departament-informacionnoj-politiki-i-kommunikacij.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-studentov-metodicheskaya-razrabotka-dlya-studentov-po-provedeniyu-prakticheskogo-zanyatiya.html
  • college.bystrickaya.ru/322-tipologizaciya-osnovnih-napravlenij-deyatelnosti-strukturnih-podrazdelenij-pravoohranitelnih-organov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tip-programmi-modificirovannaya-napravlenie-deyatelnosti-intellektualno-poznavatelnaya-uroven-usvoeniya-2-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/oproverke-gotovnosti-rabotnikov-i-obuchayushihsya-vospitannikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-moskovskoj-oblasti-k-evakuacii-provedeniyu-rabot-po-tusheniyu-pozhara-i.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-mir-smisla-kniga-nesomnenno-polezna-i-chistim-teoretikam-i-tem-kto-na-praktike-imeet-delo-so-sredstvami-massovoj-informacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protivovirusnij-immunitet-1-mesto-mikrobiologii-i-immunologii-v-sovremennoj-medicine-rol-mikrobiologii-i-immunologii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sajfulina-darya-i-prikladnie-aspekti-inostrannih-yazikov.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-fraktalnoe-predstavlenie-spinovogo-i-in-the-book-of-known-member-of-russian-academy-of-cosmonautics-for.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-biologii-i-ekologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-studentov-specialnosti-020803-65-bioekologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-obyazatelnoe-opredelenie-elementov-privedeniya-instrukciya-po-topograficheskim-semkam-v-masshtabah-1-5000.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-erten-shn-ayanba-.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-miasskogo-gorodskogo-okruga-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1-voprosi-zanyatosti-i-bezrabotici-v-ekonomicheskih-teoriyah-18.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshevistskaya-vlast-na-yuge-kazahstana-v-1917-1928-e-godi-istoricheskij-aspekt-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-vizit-professora-pp-perechen-osveshaemih-izuchaemih-voprosov-lekcij-kol-vo-chasov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-informacionnogo-bloka-k-kotoromu-otnositsya-dokument.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-vserossijskih-konkursov-vserossijskogo-pedagogicheskogo-sobraniya-2011-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-pozicii-v-svyazi-s-publikaciej-doklada-globalnoj-komissii-oon-po-politike-v-oblasti-narkotikov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vozdejstviya-na-zdorove-v-obshem-vide-eto-vse-chto-mozhet-proizojti-so-zdorovem-vse-chto-predpolagaetsya-i-vse-chto-dopuskaetsya-i-vse-chto-s-nim-delaetsya-pri-okazanii-medicinskoj-pomoshi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/slovar-terminov-prajm-evroznak.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-polozhenie-o-nauchno-issledovatelskoj-i-nauchno-pedagogicheskoj-praktike-studentov-magisterskih-programm-s-parallelnim-obucheniem-po-programmam-mva.html
  • letter.bystrickaya.ru/miliciya-chast-3.html
  • bystrickaya.ru/zanyatiya-russkogo-naroda.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-osvoenie-sredi-tekstovogo-processora-word-pourochnoe-planirovanie-kursa-informatika-i-ikt-dlya-8-klassov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema4-sistema-upravleniya-byudzhetnimi-investiciyami-programma-podgotovki-i-attestacii-professionalnih-buhgalterov.html
  • books.bystrickaya.ru/dvigateli-vnutrennego-sgoraniya-ih-preimushestva-i-nedostatki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-psihofiziologiya-cheloveka-dlya-otdeleniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-psihologiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej.html
  • klass.bystrickaya.ru/84-korrektirovka-mezhotraslevogo-balansa-n-i-veduta-socialno-effektivnaya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-mesyacgod-mesyacgod.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/propisnie-poluzhirnie-14-pt.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.