.RU

Анализ арбитражной практики по оспариванию постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15. 25 Коап РФ




Анализ арбитражной практики по оспариванию постановлений о привлечении к административной ответственности,

предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ


В целях исполнения государственной функции органа валютного контроля Управлением заключены соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии:

- с Архангельской таможней

- Управлением Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

- Управлением Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области

- Управлением внутренних дел по Архангельской области

Имеется Соглашение «Об информационном взаимодействии между Центральным банком РФ и Росфиннадзором по вопросам валютного контроля.

В настоящее время согласовывается проект Соглашения с Региональным Отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе.

Материалы проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования во исполнение Указа Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» от 03.03.1998 № 224 направляются в соответствующие органы прокуратуры РФ.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования и валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ). Данный закон также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон, не конкретизировав виды ответственности, предусмотрел отсылочную норму к иным отраслям российского законодательства, прежде всего административного и уголовного.

Основанием применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования является совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Как было сказано

При этом привлечение к административной ответственности за совершение данных нарушений характеризуются двумя особенностями.

- Во-первых, установлены достаточно высокие размеры штрафов, достигающие 100 процентов от суммы не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

- Во-вторых, установлен более продолжительный срок давности привлечения к ответственности - один год со дня совершения административного правонарушения (по общему правилу этот срок составляет два месяца), что свидетельствует о значимости и актуальности, которые придает законодатель вопросам охраны общественных отношений, складывающихся в сфере обращения валютных ценностей.

На диаграмме № 7 представлена динамика вынесенных постановлений о назначении наказаний в сравнении с обжалуемыми в арбитражный суд за 2008-10гг.

За период 2009-2010 год количество обжалуемых в суд постановлений от общего числа вынесенных постановлений составляло 1/5 часть.

Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении определяет Глава 2.18 Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденного Приказом Минфина России от 06 ноября 2007 года № 98н, и положения Главы 30 КоАП РФ.

Правом обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ обладают лицо, отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель, защитник и представитель, действующий на основании доверенности.

Также постановления по делам об административных правонарушениях, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.

Постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора), либо в арбитражный суд.

Срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении исчисляется ^ 10 календарными днями с момента получения копии вынесенного постановление по делу.

Жалоба (заявление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, оформляется в соответствии с требованиями, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Данное заявление государственной пошлиной не облагается. По истечении этого срока (10 дней) необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

^ В целях профилактики предупреждения нарушений валютного законодательства РФ обращаю внимание участников внешнеэкономической деятельности на наиболее часто допускаемые нарушения валютного законодательства РФ, ответственность за которые установлена частями 4, 6 статьи 15.25 КоАП РФ:


1) ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ


      Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

      Положения данной части основаны на требованиях пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которой установлены Правила репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, согласно которым при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Наиболее важным в данной статье Закона является положение о том, что резиденты вправе сами предусмотреть в контракте сроки получения от нерезидентов валютной выручки за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.

Такие сроки должны быть реальными, то есть позволяющими исполнить резиденту данную обязанность. Также в контракте имеет смысл предусмотреть штрафные санкции за просрочку оплаты иностранным контрагентом, чтобы минимизировать возможные риски убытков.

В связи с вышеизложенным, анализ условий внешнеторгового контракта имеет приоритетное значение для правильного определения события административного правонарушения.

Санкции за нарушение срока получения валютной выручки весьма значительны и установлены законодателем в виде административного штрафа от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных в установленный контрактом срок на счета в уполномоченных банках. Причем размер данного штрафа не зависит от того, нарушен ли данный срок на 1 день, или денежные средства не поступили вовсе.

В ходе рассмотрения судебных споров, связанных с применением ч. 4 ст. 15.25 Кодекса, учитывается, что резидент признается виновным в совершении указанных правонарушений, если будет доказано, что у него имелась возможность обеспечить получение (возврат) на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидентов, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению указанной обязанности (статья 2.1 Кодекса).

Как показывает практика, суды при установлении вины учитывают следующие меры, предпринятые резидентами в целях исполнения возложенных на них обязанностей, как на стадиях преддоговорной подготовки и заключения контракта, так и после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств.

К таким мерам относятся:

- выяснение резидентом надежности и деловой репутации контрагента;

- эффективность принятых резидентом мер на стадии заключения контракта

- разработка механизма разрешения возможных разногласий;

- ведение претензионной работы (переписка, телефонные переговоры с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензий).

- подписание дополнительных соглашений

^ На Диаграмме № 8, указан перечень основных нормативных документов, регламентирующих данные правоотношения.

2) ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ

Наибольшее количество судебных дел также связано с применением положений части 6 статьи 15.25 Кодекса.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействия), выразившиеся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушении установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

По части 6 Кодексом предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перечисленные нарушения валютного законодательства РФ (ч.4 и ч.6 ст. КоАП РФ), на наш взгляд, связаны

- с неосведомленностью с требованиями валютного законодательства РФ;

- с недостаточным уровнем юридической проработки внешнеторговых контрактов на стадии их подготовки;

- с отношениями с таможенным брокером.

- ненадлежащим участием юридических служб в контроле над исполнением условий внешнеторговых договоров;

- отсутствием претензионной работы;

- отсутствием контроля и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей по оформлению и своевременному предоставлению форм учета и отчетности по валютным операциям.

При этом указанные нарушения допускаются в организациях различного рода деятельности и присущи не только малым предприятиям, зачастую не имеющим в своей структуре юристов, но и в крупных предприятиях.

На диаграмме № 9 представлена Информация о судебной практике Управления за 2009-2010 год. Количество судебных дел с каждым годом возрастает. Имеется и отрицательная судебная практика.

Основной причиной наличия отрицательной судебной практики является применение судами положений малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Практика применения судами данного положения различна, поскольку критериев нет.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В завершении выступления хотелось бы обратить внимание на то, что Территориальные органы Росфиннадзора вступают в правоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности на этапе, когда нарушение уже произведено, и все дальнейшие меры по реализации данного правонарушения предусматривают только наложение административного штрафа. При этом размеры штрафов весьма значительны. И возможность избежать штрафа путем получения на «первый раз» предупреждения законом не предусмотрена.


523-pravila-bezopasnosti-pb-perechen-pravovih-aktov-soderzhashih-gosudarstvennie-normativnie-trebovaniya-ohrani-truda.html
523-sostav-kollegialnogo-ispolnitelnogo-organa-emitenta-308007-rossiya-gorod-belgorod-michurina-48-informaciya.html
523-sredstva-igrovoj-deyatelnosti-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
524-lechenie-metabolicheskogo-acidoza-summary-kislotno-shelochnoj-balans-v-intensivnoj-terapii-kostyuchenko.html
524-okazanie-pervoj-pomoshi-cheloveku-porazhennomu-elektricheskim-tokom-uchebn-o-metodicheskoeposobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2003.html
524-trebovaniya-k-kachestvu-tehnologicheskogo-processa-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshee-sobranie-mo-rapn-reshaem-aktualnie-problemi-soobshestva-informacionnij-byulleten-novosti-mo-rapn-konferencii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnie-otkloneniya-v-vospitanii-ih-prichini-i-puti-preodoleniya-reshenie-uchenogo-soveta-rgsu-ot-24.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iy--tainstvo-chelovecheskogo-bitiya-kniga-izdana-pri-sodejstvii-mezhdunarodnogo-fonda-kulturnaya-iniciativa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shizoanaliz-filosofiya-yazika-i-kommunikacii-3.html
  • college.bystrickaya.ru/12-cennosti-razvitie-i-zdorove-abraham-maslou.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-nauki-ukazatel-avtorov-14.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-po-sociologii-chast-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-blizhnego-zarubezhya-kniga-v-takom-obeme-posvyashennaya-veposipedu-i-otdelnomu-vidu-turizma-v-nashej-strane-vipuskaetsya-vpervie.html
  • desk.bystrickaya.ru/oldanilan-debietter-tzm-1a-rahimbaeva-sayasattanu-astana-2012.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-matematike-na-baze-9-klassov-2007-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplin-i-informatika-indeks-disciplini-po-uchebnomu-planu-en-f-02-napravlenie-stroitelstvo-270100.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-informaciya-sovet-federacii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zapisat-v-tetradyah-nazvat-celi-i-zadachi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-vnimanie-eto-otredaktirovannaya-komandorom-versiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-konspekti-zanyatij-pologopedicheskoj-ritmike-dlya-doshkolnikov-sobshim-nedorazvitiem-rechi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-14-voprosi-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-i-vstanieto-v-1876-g-panagyurishe-zapiski-po-blgarskite-vstaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-v-respublike-mordoviya-na-period-do-2020-goda-pravitelstvo-respubliki-mordoviya-postanovlyaet.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-upravleniya-obrazovaniem-na-avgustovskoj-konferencii-o-sostoyanii-kachestva-rezultata-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-geografii-mirovie-religii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-nauki-o-zemle-dlya-specialnosti-280200-zashita-okruzhayushej-sredi-podgotovki-bakalavra-ochnoj-formi-obucheniya-srok-obucheniya-chetire-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya-chast-10.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podvedomstvennost-i-podsudnost-sporov-arbitrazhnim-sudam.html
  • klass.bystrickaya.ru/451-analiz-faktorov-i-uslovij-vliyayushih-na-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ucheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mitkin-aleksej-nikolaevich.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-ekonomicheskaya-ocenka-mehanoobrabotki-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-20-sentyabrya-2006-g.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozniknovenie-novih-frazeologicheskih-edinic.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-avtor-virazhaet-iskrennyuyu-blagodarnost-irene-blend-migdal-a-emek-sergeyu-kazakovu-i-elene-haeckoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/do-benefisa-pyat-edinic-akunin-b-a44-ves-mir-teatr-roman-boris-akunin-hudozh-i-sakurov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mongolskoe-igo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zarubezhnih-stranah.html
  • tasks.bystrickaya.ru/131-obshie-ukazaniya-pravila-tehnicheskogo-nadzora-za-sudami-v-ekspluatacii-pravila-tehnicheskogo-nadzora-za-postrojkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-anikin-glavnij-borec-genprokuraturi-s-korrupciej-u-kaznokradov-pora-snova-konfiskovivat-imushestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.